История развития наказаний без изоляции осуждённых от общества
Приблизительное время чтения: 13 минут
Александр Петров
Ветеран МВД и Минюста России, член Союза журналистов России
«Верность традициям». Том 2
Сборник воспоминаний ветеранов органов внутренних дел Забайкалья.
Чита: Экспресс-издательство, 2024
7 мая 2024 года исполнилось 105 лет с момента подписания Народным комиссариатом юстиции РСФСР Циркуляра №38, который предписывал создание при губернских и областных отделах юстиции Бюро принудительных работ.
История наказаний, не связанных с лишением свободы, уходит в далёкое прошлое и начинается задолго до возникновения тюремной системы.
Первый систематизированный нормативный акт, отражающий не только правовую, но и социально-политическую, экономическую систему общества и государства Русская Правда (1016 года), содержит виды наказаний, не связанных с лишением свободы: выкупы и откупы, — штрафные санкции, говоря сегодняшним языком. Штраф поступал князю, компенсация за причинённый преступлением ущерб — потерпевшей стороне.
В Соборном уложении 1649 года появляется такой вид наказания как конфискация имущества, которая фигурирует под названием «отобрание». Всё или часть имущества (в особенности недвижимого) отбиралось за разбой, корчемство, политические преступления. Термин «конфискация» появился в российском законодательстве позднее, — лишь в XVIII веке.
Законодательство Петра I внесло свои коррективы в порядок взыскания штрафов. Денежные наказания взимались не столько в пользу потерпевших, сколько в пользу государства — в казну, Синод, госпитали и т. д.
Штрафы стали также взимать с должностных и частных лиц за невыполнение тех или иных предписаний. Так, за ношение русского платья, усов и бороды взыскивался штраф в 50 и 100 рублей со знатного человека и по две деньги с крестьян.
Законодательные акты Петра I и Елизаветы Петровны закрепляют такие формы наказания, как политическая смерть, шельмование и предание анафеме.
Под политической смертью, согласно указу Сената от 29 марта 1753 года, понималось: «положение на плаху, взведение на виселицу, с последующим вырыванием ноздрей и отправлением в вечную ссылку».
Шельмование состояло из позорного обряда: шельмованный по суду лишался прав состояния, имя его прибивалось к виселице, над ним переламывалась шпага, а сам преступник объявлялся вором, извергом или шельмой и исключался из общества честных людей. При предании анафеме преступник всенародно отлучался от церкви и исключался из общества православных христиан, считался отчуждённым, подобно грешнику.
Появление в уголовном праве России обязательных работ как вида наказания, не связанного с лишением свободы, обусловлено развитием буржуазных отношений, период становления которых проходил под лозунгами «равенства» и «справедливости».
В результате судебной реформы 1864 года, ознаменовавшей определённое смягчение карательной политики государства, были утверждены судебные уставы.
Один из них — Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в котором мы находим вид наказания, аналогичный обязательным работам, — общественные работы на публичные цели.
Ст. 8 данного устава закрепила следующее положение: «Несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могут быть отдаваемы в общественные работы. Несостоятельные лица других сословий отдаются в общественные работы или в заработки только в случае собственной их о том просьбы».
Так, за нарушение Питейного и других уставов казённого управления судья мог, а по делам о порубках был обязан, применить отдачу в общественные работы. Назначение этого вида наказания мировой судья должен был согласовать с сельским обществом, которое и могло отправить на общественные работы.
Общественные работы, предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, были бесплатными, выполнялись для удовлетворения общественных нужд и носили в случае их назначения обязательный характер.
В Чите к общественным работам привлекались постояльцы Арестного дома, расположенного во дворе Читинской городской полиции. Арестованные мещане и крестьяне, по их желанию, получали работу за определённую плату, половина которой выдавалась на руки, а другая — удерживалась до освобождения из-под ареста. Эти же лица по желанию участвовали бесплатно в общественных работах, при этом каждый день работы засчитывался за два дня пребывания под арестом.
Во второй половине XIX в. зародился ещё один вид наказания, не связанного с лишением свободы, — ограничение свободы. В 1859 году комиссия Государственного Совета высказала мнение о негативном влиянии тюремного заключения на лиц, совершивших «маловажные преступления»: «Между тем, эти арестанты во время содержания в тюрьме теряют остаток нравственности и обременяют казну бесполезным содержанием своим».
В результате смягчения карательной политики государства к началу XX в. (во многом благодаря начавшемуся преобразованию тюрем и введению новых начал исправительного наказания) судьба преступников стала объектом внимания правительства, появились наказания исправительные, где не присутствовал элемент строгой изоляции, характерный для тюрем.
Так, своеобразным прообразом наказания в виде ограничения свободы стала ссылка. Характерной особенностью данного наказания был надзор, осуществляемый надзирателем и конвойным начальником. Лица, отбывающие наказание в ссылке, уже не подвергались таким жестоким условиям содержания, которые существовали в тюрьмах. Иными словами, постепенно в систему наказаний внедрялись прогрессивные идеи гуманизма.
После Октябрьской революции 1917 года законодательство Российской Империи перестало действовать. Сразу же были упразднены и разрушены каторжные тюрьмы, были ликвидированы суд и вся система правосудия. Их заменяют революционные трибуналы, которые судят на основании «пролетарской совести и правосознания», и самосуд.
Очевидно, что прежние виды наказаний оказались не пригодными к условиям нового времени и были решительно отвергнуты.
Объективная потребность в принципиально новых средствах принуждения и наказания уже в первые послереволюционные дни была реализована стихийным правотворчеством народа. К таким мерам следует отнести: «выговор в присутствии суда», «лишение общественного доверия», «запрещение выступать на собрании», «прохождение курса политграмоты» и др. Из них наибольшее распространение получило наказание в виде направления осуждённых на общественные работы.
Принудительные работы «как мера наказания впервые были установлены инструкцией Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и порядке ведения его заседаний». Применение принудительных работ сначала было выработано практикой, а затем принято законодателем. Вначале же принудительные работы возникали стихийно.
В этот период карательная политика приобретает классовый характер. Действенным оружием в руках суда в первые годы советской власти в борьбе с классовыми врагами стал штраф.
Такое отношение к данному виду наказания наглядно иллюстрирует выдержка из письма отдела по борьбе со спекуляцией при ВЧК от 25 июля 1918 года управляющему делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевичу: «За последнее время удивительно сильно перед Вами проливают крокодиловые слёзы разные спекулянты и буржуазные ходатаи по делам. Все эти слезницы Вы пересылайте нам… Крупные штрафы — одна из сильных форм борьбы со спекуляцией, так как она лишает спекулянта самого основного фактора — денег».
Ещё более действенным оружием в руках новой власти была конфискация имущества. Характерно, что если первоначально она использовалась карательными органами советской власти главным образом как важный способ лишения помещиков и буржуазии основного источника их сил — капитала, то в дальнейшем эта мера наряду со штрафом была направлена против взяточников и спекулянтов, укрывателей хлебных запасов и т. д.
7 мая 1919 года Народным комиссариатом юстиции РСФСР был подписан Циркуляр №38, который предписывал создание при губернских и областных отделах юстиции Бюро принудительных работ — учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.
1 июня 1922 года вступил в силу первый Уголовный кодекс Советской России. Статья 32 Уголовного кодекса предусматривала систему наказаний, не связанных с лишением свободы: принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества (полная или частичная); штраф; поражение прав; увольнение от должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред, причинённый преступлением.
Серьёзным шагом по пути замены лишения свободы обязательным трудом с сохранением свободы была организация в 1923 года в РСФСР переходных исправительно-трудовых домов.
В этих учреждениях проводилось испытание заключённых, отбывших часть срока лишения свободы с тем, чтобы в обстановке полусвободного режима установить, насколько они приспособлены к свободной жизни.
В данные учреждения направлялись по постановлениям губернских распределительных комиссий лица, приговорённые к лишению свободы на срок свыше трёх лет и переведённые в общих местах заключения в разряд образцовых, а также из числа приговорённых к лишению свободы на срок до трёх лет, которые пребывали в разряде исправляющихся и отличились безупречным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях. Выход на работу в учреждения, предприятия и переходный исправительный дом был бесконвойным.
Читинская городская тюрьма к этому времени также была преобразована в Исправительно-трудовой дом.
В 1922 году при нём было создано переходно-исправительное отделение, образованное на основании Положения о переходно-исправительных домах (отделениях). Все переводы заключённых в это отделение производилось по Постановлению губернской Распорядительной комиссии, с личными делами и деньгами, если они были на лицевом счёте.
Большое внимание отделения уделялось трудовому воспитанию. Заключённые трудились на нескольких предприятиях города, куда они ходили без конвоя, и таким же образом после работы возвращались обратно, где с ними проводили весь комплекс учебно-воспитательной работы. В выходные дни они посещали концерты, спектакли, встречались с родственниками и друзьями.
Один раз в два месяца положительно зарекомендовавшим себя заключённым разрешался городской отпуск продолжительностью от утра до вечера. В декабре 1922 года в отделении содержалось 50 заключённых, твёрдо вставших на путь исправления. Исправительно-трудовые дома в Забайкалье существовали до декабря 1929 года, кроме Читинского ИТД, были ещё и Нерчинский, Борзинский, Сретенский, Петровск-Забайкальский ИТД.
Новой вехой в развитии системы уголовных наказаний Советской России стал УК РСФСР 1926 года, введённый в действие с 1 января 1927 года, который основывался на общесоюзном уголовном законодательстве.
Отказ от особого характера труда осуждённых к принудительным работам и введение имущественных правоограничений привели к появлению исправительных работ, законодательно закреплённых в ИТК 1933 года под названием «исправительные работы без лишения свободы». Данный кодекс также определил порядок оплаты труда лиц, осуждённых к этому виду наказания. Из заработной платы осуждённых, отбывавших наказания по месту работы, производились удержания в размере до 25%.
26 марта 1928 года было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР по докладам НКЮ и НКВД «О карательной политике и состоянии мест заключения». Его принятие ознаменовало собой начало нового этапа в карательной политике Советского государства. Если в период с 1917 года до конца 1920-х годов эта политика была умеренной, то со вступлением в силу постановления она резко меняется в сторону ужесточения как назначения наказаний, так и их исполнения.
Данный нормативный акт предписывал применять суровые меры репрессии в отношении классовых врагов, деклассированных преступников-профессионалов и рецидивистов, бандитов, взяточников, растратчиков, воров, дополняя их не менее суровым осуществлением приговора и, как правило, не допуская смягчения принятых судом мер социальной защиты и досрочного освобождения от них.
Тем не менее, исправительные работы, не связанные с лишением свободы, продолжают широко применяться теперь уже за прогулы, опоздания на работу. Осуждённые отбывали наказание по месту прежней деятельности с удержанием из их заработка до 25% в пользу государства.
Начиная с 1930-х годов, органы, исполняющие наказания без изоляции от общества, из органов Наркомюста были переданы в систему НКВД. Принятие Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года ознаменовало собой важный шаг по пути демократизации уголовного законодательства СССР и России того времени.
27 октября 1960 года был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, который вступил в действие с 1 января 1961 года.
В УК РСФСР были закреплены такие наказания, не связанные с лишением свободы, как ссылка; высылка; исправительные работы без лишения свободы; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; штраф; увольнение от должности; возложение обязанности загладить причинённый вред; общественное порицание; конфискация имущества; лишение воинского и специального звания.
В 1960—1970 годы мерами, промежуточными между лишением свободы и иными видами наказания, способными обеспечить действенный контроль и надзор за осуждёнными без изоляции, явились условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, впервые введённое Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1964 года.
12 июня 1970 года был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об условном осуждении с направлением на стройки народного хозяйства».
С этого времени при районных отделах милиции создаются спецкомендатуры для контроля за содержанием и проживанием условно осуждённых с обязательным привлечением осуждённого к труду и условно освобождённых из мест лишения свободы, вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.
В 1977 году, в‚структуре МВД СССР было создано 5-е Главное управлеление (служба по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы), в его состав вошёл отдел исправительных работ.
В территориальных управлениях внутренних дел образованы пятые отделы, в составе которых были отделения исправительных работ и трудоустройства. 5-й отдел, а затем отдел воспитательно-трудовых учреждений работал в Управлении внутренних дел Читинского облисполкома.
Параллельно с этим отделом, а иногда и в его составе работала Инспекция исправительных работ и трудоустройства. При крупных производственных (сельскохозяйственных) объектах были образованы спецкомендатуры в составе территориальных органов внутренних дел.
Всего в разное время на территории Читинской области их насчитывалось восемнадцать: Ингодинская спецкомендатура (Антипиха), Железнодорожная (район Школы — 17), Кадалинская, Черновская (Н. Кадала), Кенонская, Борзинская, Шерловогорская, Оловяннинская, Нерчинская, Приаргунская, Карымская, Маккавеевская, Кручининская, Ново-Кручининская, Ново-Кукинская, Ново-Широкинская, Орловская, Амазарская.
Начальниками инспекции исправительных работ УВД в 1970—1980 годы были Горбунов Иван Дмитриевич, Хвостов Анатолий Ананьевич, Лаврищев Сергей Антипович, Митяев Леонид Григорьевич, Перминов Геннадий Леонидович.
Начальниками отделений по руководству спецкомендатур в разное время были: Горбунов Иван Дмитриевич, Курач Константин Григорьевич, Давыденко Альберт Иванович, Панов Михаил Леонтьевич, Герасимец Николай Павлович, Лебеденко Виктор Григорьевич.
В разное время в 5-м отделе УВД Читинской области работали: Захаров Анатолий Александрович, Иванов Юрий Григорьевич, Воложанин Юрий Константинович, Савкин Николай Дмитриевич, Судаков Владимир Петрович, Деревцов Кирилл Николаевич, Цапенко Владимир Владимирович, Фещенко Владимир Борисович, Фалеев Александр Георгиевич, Пясецкий Виктор Станиславович, Кочегарова Валентина Александровна и многие другие.
До 1990 года руководство спецкомендатурами осуществлялось отделением воспитательно-трудовых учреждений (Панов М.Л.), которое находилось в составе отдела исправительно-трудовых учреждений (ОИТУ УВД).
В 1990 году в УВД был образован отдел профилактической службы (Галуза В.П.). Функции ОВТУ и ИИРиТ были переданы в этот отдел. В ОПС было создано четыре отделения, в числе которых: отделение руководства спецкомендатурами (ОРС) и инспекция исправительных работ и трудоустройства (ИИРиТ). Заместителем начальника отдела профилактической службы — начальником ОРС был назначен Герасимец Николай Павлович, затем его сменил Лебеденко Виктор Григорьевич.
С образованием 1 мая 1991 года служб в УВД Читинской области, инспекция исправительных работ и трудоустройства (Перминов Г.Л.) была передана в Службу исправительных дел и социальной реабилитации (СИДиСР), а отделение по руководству спецкомендатур и сами спецомендатуры в соответствии с Законом Верховного Совета Российской Федерации от 18.02.93 г. «О внесении изменений в УК РСФСР, УПК РСФСР, ИТК РСФСР и Закон РСФСР «О милиции»» были ликвидированы.
С 16 февраля 1996 года СИДиСР была реорганизована в УИН УВД Читинской области, а уже 1 февраля1998 года УИН был передан в ведение Минюста России.
Сегодня славные традиции своих предшественников продолжают сотрудники Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Забайкальскому краю со своими подразделениями во всех районах Забайкальского края. И главной целью этих подразделений на протяжении уже более чем 100 лет остаётся гуманистическая идея — возвращение в общество оступившегося человека.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите, пожалуйста, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы получим электронное письмо и внесём исправления
[Комментарий перед появлением ставится в очередь на модерацию и будет опубликован после проверки]