О «конных тунгусах» Даурии
На чтение: 8 минут
Александр Петров
Ветеран МВД и Минюста России, член Союза журналистов России
О «конных тунгусах» Даурии
Чита, 11.11.2024
История Забайкальского казачьего войска, призванного нести службу по охране границы, начинается с формирования пятисотенного полка конных тунгусов.
Предыстория этого формирования связана с известным именем Гантимура, наместника маньчжурского императора в Даурии, перешедшего на сторону русских казаков-первопроходцев в 1667 году.
Чуть раньше, до прихода русских в Даурию, в 1644 году маньчжуры покорили Китай и для последующего контроля над огромной страной им понадобились большие силы, в связи с чем сама Маньчжурия за Великой Китайской стеной опустела, не говоря уже о более северной Даурии с её и так немногочисленным населением. Но свято место пусто не бывает, и в Даурию пришла Россия.
Даурия (в пределах Российской и Маньчжурской империй) на карте 1851 года. Источник. Общественное достояние.
На территории нынешнего Забайкалья русские встретили небольшие поселения местных жителей, где каждый род имел своё название. Но они не были бурятами, с которыми русские первопроходцы уже были знакомы и казаки обобщённо называли всех людей, проживающих в Даурии туземцами или тунгусами.
Предводитель местных народов Гантимур не сразу принял пришельцев. Его воины в 1655 году осаждали Кумарский острог, вытаптывали русские посевы. Но и маньчжурская власть была ему ни к душе. И он вернулся в родные места, теперь уже российские.
Кем был Гантимур? Маньчжуром (тунгусом) или дауром? Какой язык был ему родным? Некоторые его потомки, уже русские князья, в своих послужных списках указывали национальностью — маньчжурскую. Да это и объяснимо, ведь их знаменитый предок был подданным Империи Цин и её маньчжурской династии. Само же имя Ган-Тимур — монгольского происхождения. А на присвоенном его роду российском гербе стало начертано слово «хан» почему-то китайскими иероглифами…
Слово «тимур» в монгольских и в тюркских языках означает «железо». Железной когда-то называли китайцы страну киданей (Ляо). Кидани завоёвывали большую часть территории Китая (в 1075 году), откуда он и получил современное название.
Уже доказано, что потомками киданей и стали дауры (дагуры), которые проживали на территории Забайкалья (Даурии). И совпадение в названиях Ляо и Гантимур (железо) возможно не случайное.
Гантимур вернулся на Даурскую землю не один. С ним пришла его семья и три-четыре десятка преданных ему воинов. Затем его примеру последовали и другие бывшие его ратные люди. Они перешли к русским в полном боевом снаряжении, с копьями и в кольчугах. С того времени и появилось понятие «Конные тунгусы» или «мурчены», как их ещё называли.
Вначале эти воины расселились в окрестностях Нерчинска, затем резиденцией князей Гантимуровых с первой половины XVIII века была определена Князе-Урульга. А сформированное войско из 500 конных тунгусов с семьями, под началом русских казаков-командиров было расселено вдоль российской границы, для защиты её рубежей от набегов монголов, подданных Цинской империи. Общее же руководство этим воинским формированием продолжали осуществлять потомки князя Павла Петровича Гантимура (Гантимурова).
И кем же всё-таки были эти люди? Уж очень сильно их быт и военные навыки отличались от тунгусов-оленеводов.
Если проанализировать названия первых их поселений-караулов, то выясняется, что все эти названия, за редким исключением, — монгольского происхождения (Могойтуй, Кайластуй, Абагайтуй, Капцегайтуй. Цурухайтуй, Цасучей, Дурулгуй, Мангут, Соктуй, Зоргол, Дурой, Булдуруй, Ульхун, Кулусутай, Цаган-Олуй, Кяхта, Борзя и т. п.). И вообще дагурских названий на карте Забайкалья очень много. В том числе и Чита (Шита — горелое место). Отсюда следует, что основатели караулов были монголоязычны. А хори-бурят в это время в приграничных местах ещё не было, они вернулись в Забайкалье с территории Китайской империи в 1694 году. Выходит, что названия эти дагурские.
Известный исследователь тунгусов Сибири Владилен Туголуков провёл анализ происхождения имён родственников князей Гантимуровых до принятия православной веры. Многочисленные имена также в большинстве своём имели монгольские, а не тунгусские корни.
Дагурский язык — ветвь старомонгольского языка, даурам он достался от предков, монголоязычных киданей (древних жителей Забайкалья, проживавших здесь ещё в 900—1100-е годы…). Хотя в последующем на формирование языка дауров некоторое влияние оказал и близкий тунгусскому маньчжурский язык (ведь дауры длительное время жили под властью маньчжур).
И если тунгусов первые исследователи Сибири называли народом, не имеющим своей письменности, то «нерчинские тунгусы» Урульгинской Степной Думы при составлении документов ещё долго использовали старомонгольское письмо.
Национальная принадлежность Гантимура, да и самих «конных тунгусов» вызывает много споров исследователей. Мы же обратимся не к исследователям, а к тем немногочисленным очевидцам, которые описывали их первоначальный быт.
Так нерчинский казак Семен Молодой сообщал, что около 1687 года, будучи толмачом, он ездил к мунгальским тайшам, а в прошлом 1685 году из Нерчинского острога был послан к Москве с даурским князем Павлом Гантимуровым в толмачах. Получается, что Гантимуровых в Москву сопровождал переводчик с монгольского, — значит, другого языка Гантимуровы не знали…
Посол Избрант Идес, в 1692 году следуя в Цинскую империю и встречавшийся на пути с конными тунгусами отмечал, что конные тунгусы по их собственному мнению
происходят от дауров.
Степан Петрович Крашенинников, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, в «Дорожном журнале» за 1734—1736 гг. описывая конных тунгусов, сообщает «…Тунгусский народ ничем не разнствует от брацких, только одним именем. Те — брацкие, а сии тунгусы называются, язык, вера, платье, жилье и обычаи у обеих народов одинаковы, только сей народ гораздо богаче и воистей оного. Всякий у них кольчуги-куяки и панцири имеют. Они живут такожде не на одном месте, но перекочевывают». То есть Крашенинников ставит равенство между языками конных тунгусов и монголов.
Известно также, что на границе конные тунгусы общались с монголами на монгольском языке без всяких затруднений.
Уже в 1912—1913 годах в описании образа жизни тунгусов указывается, что разговаривают они на «испорченном бурятском языке». Другой исследователь Сергей Михайлович Широкогоров охарактеризовал язык урульгинских тунгусов как «монгольский диалект со следами языка северотунгусского». По его данным в начале ХХ века только Маньковские, Борзинские и Джилидинские продолжали именовать себя тунгусами.
В июне 1912 года Широкогоров пишет из Урульги: «Предполагалось найти тунгусский язык тут, но все тунгусы говорят по-бурятски. Те записи, которые мне удалось сделать, ясно показывают, что если тунгусский язык и есть, то в очень незначительной доле. По прибытии в селение Урульга мне удалось найти только одного старика, который очень плохо помнил отдельные тунгусские слова». «Тунгусы, — пишет он, — забыли даже свое собственное название — вместо эвенки они стали называть себя хамниган».
А уже в 1958 году В.А. Туголуков отмечает, что коренное население, жившее на всей территории бывшей Урульгинской Степной Думы называло себя либо бурятами, либо русскими.
Всё это приводит к выводу, что так называемые «конные тунгусы» были монголоязычными даурами.
В последующем караульские казаки «мурчены» приняли православие, получили русские фамилии своих крёстных родителей, утратили свой родной язык и их потомки стали называться гуранами. Другая же часть этого народа перешла на близкий дагурскому бурятский язык и стала называться хамниганами («камнига» с дагурского — задерживать, отделять, караулить).
В интернете в августе 2018 года кандидатом химических наук Игорем Рожанским опубликован генетический анализ одного из потомков забайкальских казаков, предки которого проживали в Среднем Ульхуне Акшинского уезда Забайкальской области. Результат анализа определил что его гаплотип в 23 маркерном формате с вероятностью 99,7% оказался из гаплогруппы С3 в текущей классификацией С2М217 и полностью совпадает с основными гаплогруппами как дауров так и хамниганов.
Официальная же история в царские и в советские времена говорила о том, что дауры (дагуры) покинули Даурию и переселились в Китай. Это утверждение было выгодно с дипломатической точки зрения — показать, что земли Даурии остались безлюдными, а вернувшийся из Цинской империи Гантимур привёл с собой горстку тунгусов, в след за которыми к нему присоединилось оставшееся в Даурии местное, якобы тунгусское, население, составившие впоследствии его войско для охраны Российско-Китайской границы.
Они и получили название «конные тунгусы», чтобы было меньше претензий у китайского богдыхана… Язык же их был старомонгольским — дагурским, доставшимся от предков киданей. Они легко, без переводчиков, изъяснялись с монгольским населением Китая и Монголии.
Массив Адон-Челон. Даурия. Источник: www.culture.ru
Сегодня же можно говорить о другом — на территории современной Даурии и в настоящее время проживают потомки дауров: хамниганы и гураны, являющиеся коренным населением Забайкалья, предки которых жили здесь более 1 тыс. лет…
Для того чтобы окончательно решить вопрос о происхождении и результатах ассимиляции конных тунгусов, необходима сравнительная экспертиза дагурского языка с диалектом хамниганов, а также генетическая экспертиза потомков конных тунгусов.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите, пожалуйста, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы получим электронное письмо и внесём исправления
[Комментарий перед появлением ставится в очередь на модерацию и будет опубликован после проверки]