|

Букварь для Красной армии

Проекты | Персона | Издание «Букваря красноармейца». Автор — С. Балясный

Приблизительное время чтения: 6 минут

От редакции

И. Кузнецов

Второе издание «Букваря красноармейца» С. Балясного во многом является изменённым как в методическом построении, так и в плане расположения содержания.

Основные моменты переработки букваря заключались в изменении начала букваря, путём облегчения старых лозунгов и введения новых.

Введены новые лозунги и текст к ним. «Наша рота — сила народа». «Уроки да работа — наша забота», «Никита», «Без науки у нас слабы руки», «Науку нам даёт Совет», «Красная армия оберегает Советы» и др., а также значительно изменён текст оставленных лозунгов старого букваря. Внесён, правда, по краткости времени переработки, незначительный комсомольский и бытовой материал.

Произведена перекомпоновка I и II части букваря. Вместо принципа аккордного построения содержания букваря введён принцип последовательного развития содержания.

Всем обучающим

Знакомство со словом

Первый момент занятий по букварю, составленному по методу целых слов
(аналитико-синтетическому), заключается в ознакомлении учащихся с чтением целых слов. Ознакомление учащихся со словом идёт после беседы по картинке следующим образом: преподаватель прочитывает фразу «Наша рота — сила народа», чётко разделяет её на отдельные слова и тут же даёт ряд упражнений на запоминание слов путём перестановки их, отыскания слов в дальнейшем тексте и в составленных из разрезной азбуки лозунгах.

Знакомство со слогом

Второй момент занятий заключается в анализе (разложении) слов на естественные части — слога. Для этого необходимо слово произнести раздельно (На — ша), обратить внимание, учащихся на первую и вторую часть слова, показать эти части отдельно и дать упражнения на их запоминание.

После того как мы провели анализ (разложение фразы на слоги), тут же идёт … (текст отсутствует)  … слияние. Из знакомых слогов образуются новые слова и … (текст отсутствует)  …  см. текст 2 лозунга букваря «Рота за уроки», слово, … (текст отсутствует)  … и другие).

Для того чтобы облегчить учащимся процесс запоминания слов и слогов, необходимо, чтобы преподаватель заранее сшил из разрезной азбуки несколько комплектов лозунга и, во время знакомства учащихся со словом, показывал отдельно сшитые слова (наша, рота и т. д.), заставлял их отыскивать нужное слово и показывать другим, делал перестановки слов на глазах учащихся.

При знакомстве со слогами требуется взять слово, составленное из разрезной азбуки, напр., наша, и после раздельного произношения тут же на глазах учащихся разрезать его на слоги и поставить каждый из таковых отдельно.

Для лучшего запоминания, а также для овладения учащихся карандашом требуется с первого занятия ввести срисовывание с печатного шрифта.

Выделение звука

Выделение звука начинается со стр. 3 в тексте III лозунга букваря «Наша забота — уроки и работа». Выделение производится следующим образом: берётся слово НАША, произносится более длительно в конце и выделяется звук — а. После того как выделился звук «а», обращаем внимание учащихся на начертание последнего знака — а, и попутно показываем его письменное изображение.

После выделения тут же производится и процесс слияния звуков.

Обучение учащихся письму начинается с печатного шрифта — срисовывания и идёт параллельно с выделением звуков. С письменным шрифтом учащиеся знакомятся по мере выделения букв.

Допускается при письме смешение письменного и печатного шрифтов.

(Более подробные указания о практическом веде́нии занятий по этому методу см. в «Руководителям занятий» № 3, изд. ВЧК ЛБ, доклады Элькиной, Голанта и Сычева и «Методический справочник по ко́мплексному методу» Кузнецова, изд. Полит. Управления МВО).

Наша рота

1

Уроки

2

Уроки да работа – наша забота

3

Над нами нет бар

4

Дороги нет назад. Никита

5

Без науки у нас слабые руки

6

Будут Советы — поборем темноту, добудем машины

7

Красная армия  оберегает Советы. Береги винтовку — винтовка наш друг

8

Пехоте винтовки мало — узнаем и пулемёт

9

Нерадение — враг незаметный, но большой — остерегись его

10

Порох держать сухим. Часовой

11

Часовой Петр Шубин. Беседа комроты для нашей роты

12

Десятый — неполный

13

Кто лучшую долю куёт? Рабоче-крестьянский народ. Кто мы?

14

Защита Советов — долг всех трудящихся

15

Наш шеф. Есть к победе путь единый — он зовется дисциплиной

16

Комсомол — шеф Красного флота. Наш флот — наша крепость на море. Воздушный флот — Советам оплот

17

Молодая Гвардия

18

Будет ли в этом году война? Фролка

19

Врага бей — не жалей. Фронтов нет — опасность есть

20

Азбука

21

Из бесед политрука. Знай всегда своих соседей

22

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Эх, брат, не тужи

23

Вождь мирового пролетариата и мировой революции Владимир Ильич Ленин

24

Жизнь Ленина

25

Осиротелые

26

Осиротелые. Что делать?

27

Воспоминание лесника

28

Ленина… нет… Троцкий

29

Ленина умер. Зиновьев

30

Портрет Троцкого. От тайги до британских морей (песня)

31

Страница отсутствует

Рапорт красноармейца Троцкого

32

Страница отсутствует

Портреты тт. Калинина и Петровского

33

Да здравствует союзный С’езд Советов

34

Кто правит Советской Россией

35

Страница отсутствует

Дайте деревне стального коня

36

Страница отсутствует

Снабжение сельскохозяйственными машинами и орудиями

37

Коммунары

38

Беседы Пахома, старого агронома

39

Разбили на 8 полей — стали жить веселей

40

Деревня Бурцево

41

Ветеринар Воронский про состав конский

42

Наши поля и луга страдают оттого, что мы сами темны

43

Теперь мы грамотны: все умеем прочитать и написать

44

Письмо т. Троцкого к красноармейцу

45

Страница отсутствует

Читай и не зевай — буквы примечай

46

Страница отсутствует

Как тов. Субботин стал корреспондентом

47

Из бесед учителя

48

Первое Мая — праздник труда

49

Наши пролетарские праздники. Допризывник

50

Интернационал

51

Оглавление

52

Карта Европы

53

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *