Автохозяйство УВД в последние десятилетия XX века

Проекты | Персона | Становление и развитие автохозяйства милиции Забайкалья

Книга «Верность традициям»
Сборник воспоминаний ветеранов органов внутренних дел Забайкальского края,
Чита, Экспресс-издательство, 2021

Хозяйственный отдел в системе органов внутренних дел региона существовал всегда. В разные исторические периоды он менял название, структуру, численный состав, прежним оставалось лишь его предназначение — тыловое и хозяйственное обеспечение органов правопорядка.

В 80-е — 90-е годы XX века ХОЗО при Управлении внутренних дел Читинской области, так в сокращённом варианте начали называть отдел почти сорок лет назад, занимался строительством зданий и сооружений для нужд службы, организацией питания и медицинского сопровождения сотрудников милиции, решал вопросы связи, транспортного обеспечения и многие другие. 

Виктор Иванович Леонтьев в рабочем кабинете.

В этот период я возглавил автохозяйство в составе ХОЗО. На должность меня пригласил генерал-майор милиции Владимир Александрович Скубко, на тот момент начальник УВД Читинской области.

Оглядываясь назад в прошлое, по сей день признателен этому человеку, оставившему яркий след в моей жизни, благодаря которому я определился с выбором профессии.

До перехода на службу в милицию я работал начальником автохозяйства городского отдела здравоохранения, где занимались содержанием и обслуживанием автомашин скорой медицинской помощи, оказывали услуги всем медицинским учреждениям областного центра. На собеседовании Владимир Александрович обозначил план дальнейшего развития транспорта по обеспечению правопорядка, отметил, что милицейские машины должны быть всегда в готовности и своевременно прибыть на место вызова, подчеркнув, что «это та же скорая помощь по сигналу граждан».

С такого напутствия в октябре 1982 года я приступил к обязанностям начальника автохозяйства Управления внутренних дел Читинской области в составе ХОЗО.

Нашим куратором тогда был заместитель начальника областного УВД Музарин Мазанович Шагербаев, начальником ХОЗО работал Владимир Владимирович Кардава, его заместителем — Владимир Яковлевич Немашкалов, начальником автослужбы был Сергей Анатольевич Кайгородов.

Автохозяйство располагалось в посёлке Антипиха, где находится по сей день. На учёте на тот момент состоял транспорт ГАИ — более 20 автомашин дорожно-постовой службы марки «Жигули» и автомашин патрульно-постовой службы марки «УАЗ», а также транспорт районных подразделений милиции, более 20 единиц грузового автотранспорта, обеспечивающего строительно-монтажное управление УВД.

Не могу не рассказать о людях, которые очень серьёзно помогли на начальном этапе моей деятельности в качестве руководителя автохозяйства. Первым, с кем я познакомился, был полковник милиции Степан Иванович Цвигунов. Он координировал деятельность подразделения ППС и часто бывал в нашем автохозяйстве по вопросам своевременно готовности автомобилей к службе.

С ним мы обсудили один из острых на тот момент проблемных вопросов, связанных с недостаточным количеством ремонтных мест. Выход нашли такой: дополнительно смонтировали канавы и подъёмники, что впоследствии способствовало ускорению ремонта автомашин и их технической готовности. Ответственным за это направление определили прапорщика Николая Ларченко.

Отдельные слова благодарности хотелось бы выразить полковнику Вадиму Алексеевичу Шишкину. Он тогда возглавлял областное ГАИ, которое располагалась в деревянном здании неподалёку от автохозяйства. Контактировать по долгу службы нам приходилось очень плотно, его советы и подсказки, как и подсказки других коллег — командира ДПС Анатолия Васильевича Сонюшкина и заместителя по технической части Анатолия Семёновича Сенотрусова, очень помогали в моей новой работе.

Ремонт своими силами

Автомобили «Жигули» ГАИ, а их было более 20, обслуживались на СТО производителя. На станции обслуживания существовал порядок строгой очерёдности, детали и запасные части за пределы станции не отпускались, а зачастую и вовсе были в дефиците. По этой причине ремонты затягивались, и экипаж надолго оставался без машины. Чтобы исправить эту ситуацию, мы приняли решение организовать ремонт «жигулей» в автохозяйстве.

Оборудовали цех, назначили специалиста — Александра Гень, активизировали работу рационализаторов под руководством Аркадия Новикова, освоили выпуск резинотехнических, капроновых и других изделий (более 60 наименований), необходимых для ремонта «жигулей» и других марок автомашин. Изготовлением деталей занимался Сергей Калгин и специалисты механического цеха. Проводили реставрационные работы. Таким образом, решили вопрос длительных простоев, ускорили срок проведения ремонта и обеспечили устойчивость несения службы инспекторов ГАИ. Необходимость обращаться на станцию обслуживания отпала совсем.

В тот период продолжалась программа научной организации труда (НОТ) — движение, направленное на механизацию ручного труда в целях сокращения трудозатрат и повышения эффективности и производительности, а также на внедрение эстетики производства. Чтобы упростить работу, более эффективно выполнять поставленные задачи и модернизировать рабочий процесс старались оборудовать цеха специальными приборами, некоторые из которых изготавливали сами.

Участвуя в социалистическом соревновании, работники выполняли и перевыполняли производственные задания, за что награждались знаками «Ударник коммунистического труда» года, пятилетки и другими наградами. А выпускаемой продукции присваивали знак качества.

Начальник отдела связи Александр Васильевич Яковлев и его специалисты, учитывая большую территорию автохозяйства и десятки цехов, для оперативного руководства данным производством организовали телефонную и громкую связь с каждым объектом.

Главный пульт вывели на впервые организованный ЦУП (центр управления производством). По разрешению начальника УВД В.А. Скубко нам выделили телевизионную видеоаппаратуру в количестве двух комплектов. Один установили для просмотра ремонтной зоны, второй — в большом стояночном боксе. Видеомониторы и пульты управления находились на рабочем месте инженера ЦУП и в кабинете начальника автохозяйства. Так мы получили возможность наблюдать за обстановкой в любой точке, и были очень благодарны специалистам связи за монтаж, бесперебойную работу оборудования и за постоянную помощь в любых вопросах.

Первый в городе центр диагностики

Будучи в командировке в Москве, начальник ХОЗО В.В. Кардава решил вопрос о поставке в Читу комплекта диагностического оборудования, изготавливаемого на заводе в Нижнем Новгороде. Комплект поступил очень ёмкий, с большими возможностями диагностирования автомобилей. Учитывая размеры поступивших приборов, пришли к выводу, что необходимо строить здание.

Этот вопрос очень долго мы обсуждали на рабочем совещании у М.М. Шагербаева с участием начальника ФИНО В.А. Беззубцева, а также В.В. Кардава, С.А. Кайгородова. В итоге получили одобрение и начали строительство здания.

В итоге получили одобрение и начали строительство здания. Вскоре на территории автохозяйства был введён в эксплуатацию диагностический центр — первый в городе. Настоящий технический прорыв для того времени.

В новом здании центра разместили также цех по ремонту кузовов и покраски. Специалисты Аркадий Новиков и Владимир Шестаков совместно с другими работниками изготовили камеру покраски автомашин горячей сушки с учётом всех заводских требований. Прежде автомашины красили краской марки НЦ, — не очень прочная и не качественная покраска. При сушке в камере начали применять эмалевые краски, в результате чего внешний вид милицейских автомашин значительно преобразился.

Впоследствии территорию центра диагностики, где в настоящее время расположено РЭУ ГИБДД, оборудовали двумя эстакадами, установили ворота. Собственно, они и сейчас там находятся. Этим вопросом занимался начальник колонны Сергей Логиновский. Сделали предложение сотрудникам ГАИ Ингодинского района проводить технический осмотр личного автотранспорта на данной площадке по расписанию, поскольку у здания Ингодинской милиции такой возможности не было из-за нехватки территории. При выявлении неисправности автомашин наши специалисты устраняли её на месте. 

Немного о «насущном»

На одном из планёрных заседаний начальник ХОЗО В.В. Кардава довёл до нашего сведения, что руководством принято решение улучшить условия питания для сотрудников УВД, а для этого необходимо хозспособом построить новое помещение столовой. Эта задача была возложена на ремонтную группу под руководством Григория Петровича Кантемирова — опытного строителя, инициативного и ответственного человека. В период, когда не было отделочных материалов, его работники на ДСП наклеивали текстурную бумагу, покрывали её лаком и таким самодельным способом украшали внутреннюю часть здания Управления. 

Началось строительство пристройки к существующему зданию УВД. В работе были задействованы специалисты разных профессий: электрики, сантехники, маляры и другие. Проводились субботники, коллективы подразделений трудились на благо нового дела. Так, общими усилиями помещение под столовую было возведено в срок, и служит на благо работников по сей день.

Позднее начальник ХОЗО В.В. Кардава с одобрения руководства поручил построить у этого здания фонтан и разместить сквер. На пустой площадке Григорий Петрович Кантемиров распланировал зону отдыха, наши специалисты приступили было к земляным работам, но случайно порвали кабель связи, который не был обозначен в технических чертежах. Так начало хорошего мероприятия началось с грандиозного скандала. Впоследствии неприятная ситуация уладилась, строительство продолжилось, и вскоре возле здания Управления внутренних дел заработал фонтан — в ту пору второй в городе. Первый находился у кинотеатра «Родина». 

Продолжая озеленение территории сквера, привезли саженцы хвойных деревьев из Красного Чикоя и высадили вдоль главного корпуса. Как при выкапывании, так и при посадке саженцы метились по компасу. Это необходимо для правильного роста растения. Прошли годы, из маленьких саженцев выросли величественные деревья, ставшие настоящим украшением территории регионального Управления МВД.  В рамках работ по озеленению В.А. Скубко поручил полковнику милиции Виталию Викентьевичу Усарову, начальнику отдела гражданской обороны, также высадить вдоль ограждения по улице П. Осипенко берёзовую аллею. Задача была выполнена, коллектив поощрён. Берёзы также хорошо прижились. Как говорится: «Не хлебом единым сыт человек».

Чтобы разнообразить жизнь личного состава и организовать досуг для сотрудников милиции, в УВД был создан коллектив художественной самодеятельности.

В.И. Леонтьев и Ю.Ф. Касьянов

Это дело координировали секретарь парткома Николай Михайлович Мельничук, начальник политического отдела Владимир Кесаревич Гречин, заместитель начальника УВД Юрий Фёдорович Касьянов.

Художественным руководителем коллектива был приглашён известный в Забайкалье композитор, участник Великой Отечественной войны Анатолий Михайлович Васильковский. Наши самодеятельные артисты активно принимали участие в смотрах, торжественных мероприятиях, неоднократно выезжали за пределы области, бывали даже в Москве, и всегда возвращались с хорошими результатами.

Но и это ещё не всё. По инициативе В.В. Кардава в хозяйственном отделе был организован хор, репертуар которого был достаточно широк, в том числе были и сольные номера. Вокалисты часто выступали на ведомственных и иных концертах. Тогда начальником комендантского отделения служил капитан милиции Геннадий Леонидович Перминов, а его супруга Любовь Васильевна работала начальником гостиницы при УВД. Оба имели музыкальное образование, Геннадий играл на аккордеоне. Поэтому подготовку самодеятельных артистов возложили именно на них.

Другим важным мероприятием, в подготовке к которому был задействован весь коллектив Управления, стал смотр техники и личного состава. Он проводился два раза в год. В назначенный день на площадке у Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев выстраивалась техника и подразделения во главе со своими руководителями.

Генерал-майор милиции В.А. Скубко лично проводил смотр и оценивал состояние транспорта, проверял готовность выполнять поставленные задачи. Владимир Александрович не спеша проходил вдоль строя, осматривая технику, беседовал с водителями. Иногда очень тактично, но доходчиво делал замечания. При этом обсуждалось немало вопросов, полезных для дальнейшей деятельности, для личного состава и руководителей подразделений, идущих следом за генералом. 

Смотр являлся в каком-то смысле площадкой для обмена информацией для всего личного состава. В завершении проведённого мероприятия, с учётом замечаний В.А. Скубко, комиссия подводила итоги — присваивали призовые места. Затем кадровая служба УВД, руководил которой Юрий Фёдорович Касьянов, издавала приказ о премировании, повышении классности, звания и других поощрительных мерах.

Вопросы экономии

После перевода Музарина Мазановича Шагербаева в другой регион, заместителем начальника УВД по общим вопросам назначили Вадима Алексеевича Шишкина. Под его началом был отдел капитального строительства, строительно-монтажное управление (СМУ), он курировал вопросы медицины, строительства жилья и других объектов. После В.В. Кардавы ХОЗО возглавил Иннокентий Васильевич Патрушев. Совместно с этими опытными руководителями нам удалось решить вопрос экономичной эксплуатации автотранспорта, связанный с сокращением количества порожних пробегов, экономией горюче-смазочных материалов (ГСМ), определённой несогласованностью действий водителей и руководства СМУ.

Двоевластие порой приводило к разборкам. Грузовой автотранспорт, обслуживающий строительное управление, находился в ведомстве нашего автохозяйства, а база складов СМУ — в районе микрорайона «Школа № 17». Это создавало определённые трудности для водителей, которые, разгрузив полученный груз на базе, вынуждены были ехать на стоянку в Антипиху, а утром возвращаться обратно, загружаться и доставлять груз на стройплощадку в городе. Естественно, это влекло увеличение числа порожних пробегов и, как следствие, расход ГСМ.  Помимо этого, существовала диспетчерская служба города, которая имела право порожний автомобиль направить под загрузку по своему плану. 

Начальником СМУ тогда работал опытный молодой руководитель Сергей Маркевич. С ним вместе мы обратились к В.А. Шишкину с предложением о передаче грузового транспорта в ведение СМУ, а место стоянки определить на «Школе №17». После длительного обсуждения Вадим Алексеевич дал согласие на передачу транспорта. Была организована помощь в организации там ремонтной зоны, назначен технический руководитель-инженер Юрий Григорьевич Довголь. Так нам удалось сократить порожние пробеги, повысить производительность труда водителей и снизить расходы ГСМ. 

Расширяем площади

Со временем назрела необходимость расширения. С предложением строительства пристройки к уже функционирующему зданию центра диагностики на территории автохозяйства я обратился к куратору В.А. Шишкину. Представил план застройки для этой небольшой территории в трёх уровнях. Вадим Алексеевич ознакомился с документацией, внёс некоторые коррективы и подписал заявку на проектирование. Подобрали проектное бюро, и началась работа. Мне было поручено полностью контролировать этот процесс и согласовывать возникающие вопросы. По завершении проект приняли в МВД, включили в план финансирования строительства не раньше, чем через два года.

Хотелось как можно быстрее начать строительство, поэтому, дабы не терять время, мы своими силами, не дожидаясь поступления финансовых средств из федерального бюджета, расчистили площадку, провели несколько субботников, чтобы убрать временные строения. Изыскивая возможности, договорились о встрече с начальником Управления вневедомственной охраны УВД Степаном Ивановичем Цвигуновым, на которой обсудили вопрос долевого участия. Так как автомашины охраны также хранились на нашей территории, то в проекте нового здания были предусмотрены отдельные боксы для их содержания. 

Главным финансистом вневедомственной охраны в то время служил ст. лейтенант милиции Владимир Геннадьевич Мантуленко. Было довольно сложно убедить его в необходимости выделения средств, поскольку с финансами тогда, как, впрочем, и во все времена, было напряжённо. Тем не менее, длительный и обстоятельный разговор закончился соглашением начальной проплаты строительства, благодаря чему с опережением графика началась работа по подготовке котлована и укладке фундамента цокольного этажа. 

После убытия В.А. Скубко в Москву на должность начальника УВД был назначен Вадим Алексеевич Шишкин, службу Тыла возглавил Альберт Иванович Давыденко, который руководил многими подразделениями жизнедеятельности и обеспечения областного Управления внутренних дел.

При первой же встрече я доложил новому начальнику ситуацию по строительству нашего объекта, озвучив просьбу — оказать содействие и ускорить финансирование. Будучи в командировке в Москве, А.И. Давыденко сумел решить данный вопрос положительно. Средства под наш проект, наконец, выделили, и работа продолжилась дальше. Строительство трёхуровневого помещения завершили в течение двух лет.

Цокольный этаж оборудовали под склад, соответствующий всем требованиям и нормам хранения. Завскладом назначили Тамару Николаевну Соколову. На втором уровне разместили отдельные стояночные боксы. На третьем уровне оборудовали столовую на 40 мест, которая заменила привозную приспособленную столовую. 

Теперь в распоряжении поваров находилась кухня с полным комплектом бытовой техники и утвари для приготовления пищи на месте. Столовая использовалась для проведения всевозможных торжественных мероприятий, в том числе служила уютным и безопасным местом для корпоративных встреч сотрудников органов внутренних дел, куда приглашали, в том числе и деятелей искусства Василия Николаевича Волкова, Георгия Рудольфовича Граубина и других. 

В это же время во дворе основного корпуса УВД по ул. П. Осипенко построили столовую и открыли её для личного состава управления. Здесь также секретарь парткома Управления внутренних дел Николай Михайлович Мельничук совместно с В.А. Шишкиным периодически организовывали выездные встречи с начальниками подразделений, которые проходили в формате чаепития, и где в непринуждённой обстановке обсуждались важные рабочие и иные вопросы, проблемы и пути их решения.

В новом здании предусмотрели несколько кабинетов для того, чтобы создать условия для качественного медицинского обеспечения работников. Предрейсовый осмотр водителей проводила медицинская сестра Наталья Николаевна Бабкина. Здесь же располагался физиокабинет, кабинет психологической разгрузки. Сеансы проводил врач-психиатр Валерий Иванович Сташкевич, человек, обладающий особым даром, оттого у него всегда было много посетителей. В распоряжении сотрудников были два массажных кресла, в удобное время они могли записаться на приём к стоматологу, либо в кабинет поликлиники, за которым была закреплена Светлана Михайловна Ваганова — замечательный и внимательный доктор. 

Диспансеризация работников также проводилась на месте. В оснащении оборудованием медицинского блока принимал участие лично начальник медицинского отдела УВД Владимир Васильевич Шлыков. Работала эта система медобслуживания под контролем начальника поликлиники УВД Елены Геннадьевны Чередник. Мы очень благодарны этим людям за внимание к нашему коллективу.

Ещё одним важным моментом было то, что для иногородних водителей, прибывших в командировку в Читу из районных отделов милиции, в новом здании оборудовали кухню и спальные места для отдыха — две комнаты. Это была необходимость, вызванная тем, что зачастую водители вынуждены были спать в машине, поскольку это было время массовой задержки выплаты зарплаты и людям попросту нечем было рассчитываться за городскую гостиницу. 

Водитель на самоконтроле

Каждое утро в автохозяйстве начиналось с выпуска транспорта на объекты службы, но перед этим машины тщательно осматривал механик и давал разрешение на выезд. Машин — десятки, механик — один. Естественно, техосмотр затягивался, что приводило к задержке выезда. Для решения этой проблемы начальник эксплуатации автотранспорта Сергей Павлович Матвеев совместно с механиком Владимиром Потехиным, начальником колонн Сергеем Логиновским, специалистами Ильёй Мирошниковым и Николаем Строгановым разработали положение самоконтроля водителя за своей автомашиной. 

В положении был приведён перечень требований, которые водитель, находящийся на самоконтроле, должен безукоризненно соблюдать. Это контроль за техническим и санитарным состоянием автомобиля, обеспечение пожарной безопасности, надлежащее содержание внешнего вида автомашины и другие пункты трудовой дисциплины. Начальник типографии УВД Сергей Алексеевич Отинов, которая снабжала печатной продукцией все милицейские подразделения области, разработал опознавательный знак «Водитель на самоконтроле», который крепился на ветровом стекле автомобиля. 

Вопрос о присвоении данного знака рассматривался постоянной комиссией под председательством С.П. Матвеева. Наличие знака обязывало водителя самому следить за состоянием автомашины и предоставляло возможность осуществлять выезды без осмотра механика. В путевом листе стоял специальный штампик самоконтроля. Это дисциплинировало персонал, изменило отношение к технике, а также сократило время выпуска на линию. Все водители старались получить такой знак, это в какой-то мере напоминало соревнование между ними.

Позднее на территории автохозяйства запустили автомойку, и на стоянку автомобили заходили чистыми. На выходе у ворот нанесли разметку, установили два зеркала — одно на ворота, второе на угол диспетчерской. Таким образом, по диагонали расположенные зеркала одновременно отражали все фонари, и водитель, выезжая на разметку, мог сам проверить исправность световых приборов.

Собственный склад ГСМ

Одним из типичных явлений 90-х годов были перебои с нефтепродуктами. Все заправки в городе принадлежали Нефтеснабу, руководил которым Валерий Романович Бухнер. Это было время, когда на АЗС города скапливались большие очереди автомашин, а бензин выдавали в ограниченном количестве — определённый объём в одни руки. Длительные простои в ожидании создавали напряжённую обстановку на заправках. Наши водители, выезжая на службу, пользовались правом заправляться вне очереди, что, естественно, вызывало возмущение среди граждан.    

Понаблюдав со стороны за ситуацией общения на АЗС, мы сошлись во мнении, что нужно строить заправку на территории автохозяйства. Ответственным за это дело определили Бориса Ивановича Уфимцева. Снесли косогор, вкопали три ёмкости. По всем нормам произвели монтаж оборудования. Поначалу оператор заправочной станции размещался в здании конторы, где для него установили пульт управления колонками и радиосвязь, позднее для операторской построили отдельное помещение в пределах заправки.

С запуском своей заправки мы оградили водителей от лишней нервотрёпки, а заправляя машины с вечера, обеспечили их своевременный выход утром и прибытие на место службы. Для опоздания причин не было, и это лишь укрепило дисциплину водителей. 

Однако для бесперебойной работы заправки необходимо иметь запасы топлива. Это подтолкнуло нас к строительству склада ГСМ. Для этих целей мы приобрели ёмкости по 50 кубов и смонтировали подземное хранилище на 400 тонн. В тот период на нефтебазе отпускали всего один бензовоз в день. Наш бензовоз на базе автомашины «ГАЗ-53» ёмкостью 1,5 тонны — не обеспечивал потребность, которая составляла до 10 тонн топлива в день.

Зная, что на ПВРЗ оборудуют для военпреда шестикубовые бензовозы марки «МАЗ», договорились на покупку. Разрешить вопрос помогли А.И. Давыденко и начальник финотдела управления Ю.Н. Карбушев. Так мы обзавелись новым шестикубовым бензовозом.

Трудности с финансами не позволяли своевременно рассчитываться с нефтебазой, не хватало выделенных лимитов, но нам удалось наладить повагонную поставку ГСМ напрямую с Ангарского завода. Встретились с руководством завода и договорились об отгрузке топлива по нашей заявке без предварительной оплаты. На страх и риск обеих сторон соглашение было подписано. Вагоны поставлялись на ветку шубзавода, для разгрузки привлекали бензовозы воинских частей, в частности, в/ч 6578 внутренних войск под командованием Александра Геннадьевича Громцева, и другие. 

Для организации работы данного подразделения создали группу под руководством Тамары Викторовна Ковальчук. Отдел занимался учётом ГСМ, обеспечивал безопасный цикл выгрузки, зачистки и сдачи вагона, координировал работу с железной дорогой, работу заправки и прочее. Это была масштабная и очень ответственная задача. 

На новом бензовозе МАЗ работал ответственный водитель Александр Шмыков. В дальнейшем систему отработали, сбоев не было. По нашей телеграмме вагоны приходили на ветку Шубзавода, мы по возможности рассчитывались с заводом, который тоже переживал непростые времена, но, несмотря на это, стоимость топлива обходилась нам дешевле, чем в городе. Мы первые установили прямой контакт с Ангарским заводом. Впоследствии наш опыт переняли предприниматели.

Так, на дорогах края появились большие бензовозы-заправщики: они возили бензин из Ангарска и продавали на трассе. Спустя годы, на площадках, где когда-то стояли передвижные заправки, выросли крупные АЗС, а сама проблема нехватки нефтепродуктов в крае ушла в прошлое. 

План капремонта выполняли на месте

Запасными деталями, расходными материалами, транспортом (мотоциклы, автомобили, лодки, снегоходы и другой спецтранспорт) нас обеспечивало Иркутское управление материально-технического снабжения МВД. Оттуда же выделялись фонды ГСМ, и там же производился капитальный ремонт служебных автомобилей. Согласно плану капремонта, мы должны были каждый квартал поставлять на ремонтный завод в город Иркутск четыре автомашины.

Взаимодействие с железной дорогой, поставка вагонов, отгрузка, разгрузка при возвращении отнимали много времени, финансовых средств, да и качество ремонта, надо сказать, оставляло желать лучшего. К тому же на время капремонта отдел оставался без машины. Неоднократно мы обращались к руководству Иркутского управления разрешить нам проводить капитальный ремонт на месте, но ответ был один: «выполняйте план поставки». 

На очередном совещании в г. Иркутске, где я присутствовал вместе начальником ХОЗО В.Я. Немашкаловым, нам всё же удалось убедить руководство управления в обратном. Мы представили подробный доклад, в котором рассказали о возможностях наших цехов по ремонту агрегатов, о том, что они укомплектованы квалифицированными специалистами и всем необходимым оборудованием, привели экономическое обоснование, подтверждающие значительное снижение затрат на транспортировку и иные цели.

Это стало весомым аргументом и нам разрешили проводить капитальный ремонт на месте. По прибытии мы организовали отдельную зону для капремонта, и результаты не заставили долго ждать: финансовые и трудовые затраты существенно сократились, впрочем, как и срок ремонта, улучшился внешний вид автомобилей, потому что теперь их красили эмалью в камере горячей сушки.

Вопросы снабжения

Конец 80-х — начало 90-х годов характеризовались талонной системой, дефицитом товаров в магазинах, в том числе продуктов питания. Например, в Чите был период, когда частенько возникали перебои с хлебом. К вечеру в магазинах его не оставалось, и наши сотрудники попросту не успевали им запастись. Так родилась идея оборудовать пекарню в новом построенном здании на территории автохозяйства. Вопрос согласовали с начальником УВД В.А. Шишкиным, выделили площадь и оснастили её по всем требованиям и санитарным нормам. Хлеб выпекали круглосуточно бабушкиным методом ручной выделки, он был хорошего качества, и наши работники приобретали его в нужном количестве.  

Дальше — больше. Хорошие поставки свежемороженой красной рыбы позволили нам организовать коптильный цех и готовить данную продукцию. Позже наладили процесс поставки в рассрочку мясной продукции из сельской местности, а затем и колбасы из села Урульга, где запустили модуль по переработке мясной продукции. Для хранения мяса и мясных продуктов А.И. Давыденко передал автохозяйству холодильную камеру на 1 тонну. Установили её в новом складе. 

Деятельность столовой, пекарни, рыбного цеха контролировали работники санитарной службы УВД, руководитель Лидия Ивановна Гайдукова. Товар отпускался работникам по расчётным книжкам, проценты не накручивались. Такая форма расчёта была введена в связи с частой задержкой заработной платы. И здесь нужно отдать должное работникам бухгалтерии и их руководителю Наталье Ковтун, которые взяли на себя дополнительную нагрузку: при выдаче зарплаты гасили задолженность сотрудников за приобретённые продукты питания. 

С согласия руководства УВД оборудовали на базе автобуса ПАЗ передвижную столовую для обеспечения питанием сотрудников милиции в вечернее время. Называли её — кормокухня. Приготовлением пищи занимались работники нашей столовой: они принимали заявки от сотрудников на количество порций, а вечером развозили заказы. Оповещение осуществлялось по рации, в условленное время по заранее определённому маршруту шёл автобус-столовая, где сотрудники принимали пищу, забирали заказанные продукты и возвращались на место службы.  Схема оплаты такая же — по расчётным книжкам.

Время перемен

В связи с пуском нового здания и нехваткой тепла, появилась необходимость в реконструкции котельной. На территории автохозяйства (АТХ) функционировала котельная, оснащённая старыми котлами марки «Универсал». С увеличением количества объектов инфраструктуры эти котлы уже не могли полноценно обеспечивать потребность в тепле: уголь в котельную подавался вручную — на тачке, также вывозилась зола. Пришлось модернизировать котельную, заказали в Иркутске новые котлы марки «Братск»: полуавтоматические с механической загрузкой угля и золоудалением.

За работу котельной и всей отопительной системы, за хозяйственную деятельность АТХ отвечала Тамара Петровна Морозова, главным специалистом работал Александр Карякин. После реконструкции котельная повысила производительность, даже обеспечивала теплом соседнюю воинскую часть. На территории автохозяйства находится силовой трансформатор, бесперебойную работу системы электроснабжения автохозяйства обеспечивал электрик-силовик Владимир Александрович Днепровский.

В 90-е годы не хватало водителей по штату. Бывало так, что личный состав оставался без транспорта по болезни водителя или иным причинам его невыхода на службу. Согласовав с начальником УВД В.А. Шишкиным подготовку водителей из числа дисциплинированных сотрудников без отрыва от службы, мы организовали группу из 25 человек из разных подразделений. Новоиспечёнными водителями планировали заполнить штаты и создать резерв. Однако при регистрации группы в ГАИ возникли вопросы к законности организации вечерней подготовки. 

В период перестройки мы ещё многого не предполагали, и решение организовать вечерние водительские курсы принимали по принципу: что не запрещено, то разрешено. Начальник областного отдела ГАИ Виктор Брониславович Чижевский дал согласие, но с оговоркой, что это эксперимент, и от того, какими результатами он завершится, будет зависеть — утвердят такую форму обучения на будущее или нет. На том и договорились. 

Группу зарегистрировали в ГАИ, руководителем курсов назначили Владимира Николаевича Лоскутникова. На месте бывшего склада организовали технический класс со всеми экспонатами в разрезе, класс правил дорожного движения, который был хорошо оснащён наглядными пособиями. Виктор Щеглов, а затем Андрей Пляскин регулярно проводили занятия со слушателями. Закрепили автомашину ЗИЛ-самосвал и «Жигули», оборудовали их под учебные.

Инструктором назначили Владимира Косова. По окончании обучения слушатели курсов экзамен в ГАИ сдали без нареканий, а мы получили одобрение на дальнейшую подготовку водительских кадров. Это повысило дисциплину среди водителей и обеспечило бесперебойную работу транспорта. В дальнейшем обучали водителей категории «Д», «Е», причём абсолютно бесплатно.

Перестройка вносила свои коррективы, многие хозяйственные структуры перешли на самоокупаемость. Поставлена была такая задача и перед нашим автохозяйством. Имея все возможности по ремонту автомобилей и высококлассных специалистов данного направления, мы разместили объявление в газете с предложением об оказании помощи в ремонте частного транспорта. Прежде это запрещалось, но мы помогали своим сотрудникам безвозмездно.

В тот период импортных машин в городе ещё не было, а с отечественными наши специалисты справлялись успешно. Передвижная авторемонтная мастерская (ПАРМ) на автомашине «ЗИЛ-131» была оснащена необходимым оборудованием и приспособлениями. Ответственным за неё значился Александр Силинский. Мастерская оказывала помощь по вызову: либо на месте, либо автомобиль доставляли по адресу автохозяйства. В тёплый период времени по графику наши специалисты выезжали в районы обслуживать технику — мотоциклы, машины, снегоходы, лодки. Группу слесарей первоначально возглавлял Иван Стифутин, позже — Александр Силинский.

Несмотря на столь тяжёлое время, сложности с финансированием и материально-техническим снабжением, наше руководство всегда держало курс на патриотическое воспитание личного состава. В рамках этой большой и, несомненно, важной общественной работы А.И. Давыденко принял решение установить стелу памяти погибшим сотрудникам. Это дело поручили начальнику отдела капитального строительства Владимиру Ефимовичу Гробману и начальнику ХОЗО В.Я. Немашкалову.

Подобрали площадку перед вторым корпусом здания областного УВД, выполнили земляные, бетонные, художественные работы, обозначили фамилии, изготовили систему вечного огня, который был зажжён в день открытия и в последующем горел, не угасая, в знак памяти о погибших. Сегодня эта стела дополнена новыми фамилиями, возле неё по-прежнему проводятся торжественные митинги и встречи памяти.

С душою к людям

Самым трагичным отголоском середины 90-х годов стали Чеченские войны — первая, затем вторая. Сказать, что они по сей день болью отдаются в сердцах, не сказать ничего. Так случилось, что в этих локальных военных конфликтах довелось принимать участие и сотрудникам-водителям УВД Читинской области. Задача наших водителей была следующая: доставить необходимый груз в точку назначения.

Мы переживали за каждого, поддерживали с ними ежедневную связь, собирали информацию о ходе командировки, общались с семьями, оказывали им необходимую помощь. Возвращение водителей из командировки — это был праздник для всех. Вместе с родственниками, детьми и коллегами мы встречали их у трапа самолёта, затем собирались на территории автохозяйства, чествовали вернувшихся из горячих точек товарищей. Это была своего рода благодарность нашим сотрудникам за терпение их семей.

Возвращение водителей из командировки — это был праздник для всех. Вместе с родственниками, детьми и коллегами мы встречали их у трапа самолёта, затем собирались на территории автохозяйства, чествовали вернувшихся из горячих точек товарищей.

Это была своего рода благодарность нашим сотрудникам за терпение их семей. Помню случай, как однажды старший группы Андрей Пляскин, находясь в очередной командировке, вышел на связь и доложил, что документы оформлены, группа возвращается домой, но на Читу «борта» нет. «Есть рейс на Иркутск, но нет денег добраться оттуда», — прозвучало в эфире. Понимая всю опасность дальнейшего пребывания в республике, мы приняли решение: «Летите в Иркутск. А из Читы за вами пришлём автобус». В кратчайшее время вопрос был согласован с начальником службы Тыла, автобус с двумя водителями и рацией вышел в Иркутск. 

Встречали ребят на подъезде к городу. Было лето, мы определили место у реки Ингода, на поляне организовали стол, женщины — наши работники — приобрели на птицефабрике кур. Поляна на несколько часов превратилась в цыганский табор, на кострах в вёдрах готовилась пища, не подвела и погода — стоял ясный солнечный день. Подвезли родственников с детьми. На дороге встретили автобус и сопроводили до места встречи.

Надо было видеть, каким счастьем светились лица наших ребят, когда они ступили на родную землю, когда смогли обнять своих детей.  Приятно было слышать слова благодарности в адрес наших работников, организаторов данного мероприятия. По окончании всех доставили по домам, а позже организовали встречу с семьями на территории автохозяйства. Это всегда было очень трогательно. Вот такой активный и замечательный коллектив работал в автохозяйстве.

Новые горизонты

Наступило потепление с Китаем, открылись туристические маршруты, поездки в Китай были выгодны по приобретению товаров и значимости юаня к рублю. Мы с А.И. Давыденко побывали у начальника УВД В.А. Шишкина, объяснили ситуацию и согласовали организовать для сотрудников поездки в Маньчжурию. Подумав, он дал согласие. 

На рейс был поставлен автобус. Для удобства и безопасности его задний отсек оборудовали багажным отделением, определили группу ответственных водителей. Всю организацию поездок и сопровождение групп возложили на экономиста Елену Серафимовну Посысоеву. Автобус выезжал в пятницу, возвращался в понедельник. Прохождение через границу отслеживал начальник отдела милиции Забайкальского района Николай Владимирович Киреев.

Люди приобретали необходимые товары по выгодным ценам, благодаря опыту и организованности Елены Серафимовны, поездки проходили без замечаний. Водители и другие участники подтверждали заботу руководства УВД о личном составе. 

По просьбе начальника авторемонтной мастерской Сергея Гладковского и Аркадия Новикова организовали секцию автоспорта. Выделили отдельную территорию, закрепили три автомашины «Жигули». Ведомственный автоклуб объединил большую группу молодёжи. Невооружённым глазом было видно, с какой активностью и энтузиазмом ребята принимают участие в усовершенствовании теперь уже «гоночных» автомобилей: решают вопросы облегчения узлов сцепления, повышения мощности двигателей.

К соревнованиям по автоспорту готовились серьёзно, автомобили разбирали полностью, усиливали те или иные детали и собирали заново, что помогало занимать призовые места в авторалли. И в этом тоже был свой плюс: в процессе молодые водители досконально изучали устройство на тот момент новой марки автомобиля. Это, в свою очередь, помогало решать и производственные вопросы, изыскивая и внедряя что-то новое в обслуживании и ремонте.

Вместо послесловия

Время было тяжёлое и противоречивое. По прошествии стольких лет молодому поколению сотрудников, да и вообще современной молодёжи сложно понять, почему и для чего принимались те или иные решения, каким образом они влияли на качество службы, и как в целом складывалась жизнь нашего общества в доперестроечный и перестроечный период. 

Хорошо помню, как в 80-е годы организовывали милицейское патрулирование по Чите. Система патрулирования получила название «Квадрат», так как город был условно разделён на квадраты, за каждым из которых закрепляли по два-три сотрудника Управления, в обязанности которых входило — обеспечивать порядок на определённой территории, пресекать правонарушения и, если случались, раскрывать уличные преступления по горячим следам. При патрулировании, естественно, приходилось встречаться с коллегами с соседних участков, что, безусловно, объединяло, сближало и помогало в решении вопросов взаимодействия на основной работе.

Сегодня при встречах с сослуживцами, мы часто вспоминаем, как в зимнее время в форменном обмундировании, а это шапка, шинель и ботинки, патрулировали улицы неосвещённого города. В качестве фонарей тогда служили окна квартир и домов. Магазины и другие общественные точки закрывались в семь часов вечера, поэтому даже зайти погреться было некуда. А мороз стоял такой, что мы промерзали в буквальном смысле до самых костей, но при этом утром после дежурства выходили на свою основную службу.

Прогресс шагнул далеко вперёд, изменилось законодательство, внедряются новые технологии, развивается рыночная экономика, поэтому то, что происходило буквально несколько десятилетий назад, теперь уже кажется далёким прошлым. Но без осознания этого прошлого, без понимания его значимости, невозможно оценить тот большой и кропотливый труд целой когорты людей, которые стояли у истоков становления и развития службы тыла областного УВД, ныне УМВД Забайкальского края.

Невозможно в одном небольшом тексте назвать пофамильно всех сослуживцев, работников коллектива ХОЗО, автослужбы, руководства областного Управления внутренних дел, с кем довелось работать в тот период, но я бы хотел выразить свою благодарность всем коллегам за слаженную работу, взаимное решение стоящих перед нами задач и за то большое дело, которое нас объединяло и которому мы оставались верны при любых обстоятельствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *