На службе Отечеству. Правопорядок — дело государственное

Проекты | Персона | На службе Отечеству. Правопорядок — дело государственное

Приблизительное время чтения: 7 минут

«На службе Отечеству»
Редакционно-издательский комплекс пресс-службы управления Судебного департамента в Читинской области. Чита, 2006

Выдающийся ученый криминолог, лауреат Государственной премии СССР, профессор И.И. Карпец еще в 90-е годы предупреждал и ориентировал государственные, правоохранительные органы и общественность на активизацию их работы, исходя из реальных политических, экономических процессов и социальных противоречий, которые захлестнули общество и, как следствие, привели к обвальному росту преступности в стране.

Глава 10 «Правопорядок — дело государственное» из сборника воспоминаний Г.П. Щелканова. При публикации использованы документы и фотографии из архива музея истории УМВД России по Забайкальскому краю.

Он писал, что политическая нестабильность, жестокая борьба за власть разных политических течений, их непримиримое противостояние приведут (и уже привели) к «катастрофе и неисчислимым бедам для народа»//«Время собирать камни», журнал «Советская милиция». № 9, 1990//. И далее он пишет, что прямым следствием и причинами обвального роста преступности в стране являются, конечно, массовая безработица, социальное расслоение общества и как следствие — неприязни и ненависти большинства населения к олигархам, богатым чиновникам и вообще к властным структурам.

В условиях всеобщей криминализации общества властные структуры пытаются все беды свалить на милицию, которая не справляется с общим валом преступности, резким увеличением числа наиболее опасных замаскированных преступлений. А отсюда сотни тысяч нераскрытых преступлений, безнаказанных преступников. Этому способствует и отток квалифицированных работников из органов, ухудшение их профессионального мастерства, а так же нищенское положение самих работников милиции и как следствие — нежелание охранять наворованное имущество богатых и самих богатых, ограбивших народ. «Что толку забивать тюрьмы людьми, которых на преступление толкает суровая действительность»?//И.И. Карпец, «Советская милиция». № 9, 1990//.

Какой же выход из создавшейся ситуации видит он? «Успехи придут лишь тогда, когда в стране будет достигнута политическая, экономическая и социальная стабильность, когда преступность, как и борьба с ней перестанет рассматриваться в качестве отдельно от положения в обществе стоящей проблемы, когда все политические, политические, экономические, социальные и правовые механизмы будут включены в её решение» //И.И. Карпец, «Советская милиция». № 9, 1990//.

К сожалению, эти выводы и предложения учёного юриста, требования прогрессивной общественности и народа к органам власти остаются без реагирования: криминальная власть не может и не хочет объявлять войну криминалу. Об этом свидетельствует объявленный мораторий на смертную казнь. Если в 1985 году из совершенных по стране 7700 умышленных убийств было осуждено и казнено 750 убийц, то в 2000-м и последующие годы из 30 тыс. убийств в год ни один маньяк не был осуждён к высшей мере наказания. Даже террористы, руководители и организаторы банд чувствуют себя вольготно, так как они знают, что их жизнь по воле Президента находится под защитой государства и правосудия.

Криминализация общества в России достигла критической отметки. Власть криминала сильнее, чем власть государства, она ведёт против общества настоящую борьбу. По данным ФСБ, в стране насчитывается 10 тыс. преступных группировок, с общим числом 300 тыс. бандитов. А их годовой доход исчисляется 100 млрд рублей (почти бюджет страны). Начало нового тысячелетия в России ознаменовалось небывалым ростом преступности. Только в 2001 году в стране зарегистрировано свыше 3 млн преступлений, из них 60% тяжких. При этом не раскрыто только за год 600 тысяч. Характерно, что около 90% самых опасных преступников остаются безнаказанными, так как они знают, как обойти закон, а при необходимости умеют откупиться при тотальной коррупции в стране, в том числе и в правоохранительных органах.

Появились не только крохоборы и взяточники, но и оборотни в погонах и без погон. Советник президента Саптаров доказывает, что этим недугом поражены особенно работники Госавтоинспекции, но и не только. Даже председатель Конституционного суда В. Зорькин вынужден признать: «… В судах сложился мощный коррумпированный рынок» //«Советская Россия» от 19.05.2004//. Такая же страшная картина с преступностью в России продолжается в 2002-2005 годах. Больше того, учёные криминологи утверждают, что официальная статистика преступности — это только вершина айсберга.

По оценке директора института проблем преступности профессора Лунева, в России регистрируется только 20-25% реально совершенных преступлений, следовательно, в 2004 году в стране реально совершено не 2,9 млн, а 9-12 млн преступлений. За рамками статистики остаётся не только скрытая преступность, но и широко распространённая практика их укрытия в милиции, чем болеют наши органы.

Даже Государственная Дума в начале года вынуждена была на Правительственном часе заслушать отчёты о работе за 2004 год Генерального прокурора Устинова и Министра внутренних дел Нургалиева. Генеральный прокурор самокритично заявил: «… Общество серьезно больно… — разложение и криминализация общества — два взаимосвязанных процесса. Почему не украсть, если воровство поощряется; как и не обмануть, если обман заполонил всё вокруг. Преступность это продукт социальной среды. Коррупция и злоупотребление по службе встречаются во всех сферах деятельности, в том числе и в правоохранительных о́рганах».

Об этом же говорил и Нургалиев, который признал рост преступности в 2004 на 5%, из них 10% совершено несовершеннолетними, которых в стране бродит миллионы без надзора; что основным источником терроризма на Северном Кавказе остаются бандформирования. И самое главное, Министр признал, что без должного внимания остаётся защита и восстановление нарушенных прав и интересов законопослушного гражданина, т.е. нас с вами; нередко его обращения и заявления остаются без внимания.

И, наконец, и Генеральный прокурор и Министр с горечью заявили, что усилий одних правоохранительных органов в борьбе с преступностью мало. Нужна поддержка государства, общества и добровольных формирований, нужна честно выраженная государственная политика по этому вопросу, чего в России до сих пор нет.

Следует заметить, что кому как не Генеральной прокуратуре и МВД следует разрабатывать и вносить руководству страны предположения по этим вопросам.

Подводя итоги обсуждения докладов, депутаты Госдумы с большой озабоченностью и тревогой отмечали, что «...тотальная криминализация общества стала национальным бедствием России. Причины этого очевидны: вопиющая бедность большинства населения, наркомания, пьянство, безнадзорность детей, духовное и нравственное растление людей, особенно молодёжи через телевидение, радио, средства культуры». Депутаты Государственной думы справедливо говорили и о том, что в стране продолжается падение авторитета и уважение населения к судьям, прокурорам, работникам милиции, неверие их в неподкупность и объективность.

Особо отмечено, что МВД ежегодно не раскрывает 5—6 тыс. убийств. А это значит, что в России будут дивизии не обезвреженных преступников. Все эти пороки, недостатки и нерешённые проблемы имеют место и в регионе. Их надо решать, улучшать деятельность милиции, суда и прокуратуры, стабилизировать кадры. За последние 12—15 лет в России сменилось семь председателей ФСБ, семь Министров МВД, пять Генеральных прокуроров. Такая же нестабильность кадров в наших правоохранительных о́рганах, (о чём я уже упоминал) что является одной из причин низкой эффективности и их деятельности.

Криминализация общества в стране и области достигла такой критической отметки, что жизнь становится невозможной и опасной. Сам «демократический» образ жизни порочен и неприемлем, он преступен по отношению к населению страны. Ни решетки на окнах, ни металлические двери, сторожевые собаки в квартирах, ни газовые баллончики не могут защитить человека от преступных посягательств. Здесь нужна непоколебимая воля, сплочённость народа, решительные действия всех и вся здоровых сил общества, как это было сразу после Гражданской войны под руководством Дзержинского и в годы Великой Отечественной войны.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите, пожалуйста, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы получим электронное письмо и внесём исправления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *