Биографические записи Владимира Лобанова. Последние путешествия
Приблизительное время чтения: 7 минут
Владимир Лобанов
Писатель, краевед
Моей жене и единственному другу Галине Павловне Лобановой дарю эти записки
Глава 23. Последние путешествия. Путешествия состоялись, когда Владимир Григорьевич Лобанов жил в Новосибирске и Курске. Название главы в биографических записях — «Шестое и седьмое путешествие». Записи «Пометки и воспоминания об увиденном в моей жизни за последние 55 лет» хранятся в документах личного фонда Государственного архива Забайкальского края.
Глава 23. Последние путешествия
Пометки и воспоминания об увиденном в моей жизни за последние 55 лет
Они состоялись уже в то время, когда я не жил в Чите. В 1966 году я приехал из Новосибирска в отпуск в Читу и привёз с собой велосипед. Отсюда уже известным путём я доехал до Арея, по дороге заехал в Улёты. Здесь последний месяц работала Галя Велинская. Она выразила желание искать работу где-нибудь за пределами области, и я предложил ей пожить и работать в Новосибирске в то время, когда ей это захочется.
От озера Арей я поехал не обычным путём вдоль лесовозной трассы к Хилку, а свернул в противоположную сторону, к курорту Ямаровка и долину Чикоя. Опять же по картам числилась дорога вполне приличная. До подножья Малханского хребта всё было хорошо. Около пяти вечера я надеялся начать подъем на хребет, который был затяжной, около 10 км. Навстречу мне двигался странный мотоцикл.
На нём не ехали, его вели в поводу мужчина и мальчик. Явно обескураженные, они объяснили мне, что у них отвинтилась гайка крепления руля и попросили у меня такую гайку. Я нашёл, и землепроходцы смогли ехать дальше. На мой вопрос, когда они выехали из Ямаровки (а до неё было всего 20 км) был ответ — два дня назад! Я не понял, подумал, у них была остановка. На вопрос о дороге они только махнули рукой. В смущении я начал подъём и вскоре всё понял.
Началась старая история: дороги не было совсем. Эта дорога была построена лет 60 ранее, по ней ездили до войны, а потом забросили. За 25 лет всё покрытие дороги снесло паводками, кюветы заросли молодым лесом. Осталась груда камней и ручей, который бежал во всю ширину дороги. Делать нечего, не ехать же мне в обход более 300 км. Эти 10 км запомнились на всю жизнь. Мало того что дорога в гору, и велосипед надо было толкать, так ещё приходилось объезжать крупные валуны.
Только к двенадцати ночи я выбрался на вершину хребта и смог устраиваться на ночлег. Утром начался нелёгкий спуск. Теперь я поверил, что встречная пара мотоциклистов добирались два дня. Им было трудно тащить мотоцикл, и они местами городили мостки из камней, вот у них и ушёл день на подъём и день на спуск. Часам к одиннадцати утра я въехал-таки на территорию курорта Ямаровка. После такого перехода обычная грунтовая дорога показалась мне чудом инженерного искусства.
Долина реки Чикой, по которой идёт дорога до райцентра Красный Чикой, очень красива. Крутые сопки, дикий нетронутый лес, многочисленные повороты и изгибы реки, всё это было прекрасно, все тяготы штурма хребта быстро забылись. Вечером вновь заночевал у Малханского хребта, но здесь была хорошая дорога Красный Чикой — Малета — Петровский Завод. Утром без приключений въехал на крутой подъём, а после спуска была Малета, где жила моя сестра Вера. Несколько дней я гостил у неё, затем уехал на станцию Петровский Завод и поездом в Новосибирск, где я тогда жил.
Седьмое и пока последнее путешествие я совершил, уже будучи женатым человеком, в 1968 году. У нас с Галей (бывшей Велинской) уже рос сын Паша и ожидался второй ребёнок. Путешествовать по-старому, без оглядки и отчёта, я себе позволить не мог.
На семейном совете было решено, что я выезжаю из Курска и в дальнейшем из Харькова, Симферополя, Керчи, Минвод буду давать телеграммы домой, а мне в эти города будет идти корреспонденция из дома «до востребования». Опыт передвижения у меня был большой, и расчет скорости я сделал правильно. Поэтому из всех мест от меня шли телеграммы точно в намеченные дни.
Поскольку у меня было три резервных дня, то я сверх плана свернул в сторону Черкесска — Теберды и смог побывать в знаменитой долине Домбай. Недалеко от Домбая был отворот на Клухарский перевал через Главный Кавказский хребет. Дух авантюризма чуть не толкнул меня пройти этот перевал и спуститься к Сухуми. Даже если бы я толкал велосипед, то за 2—3 дня смог бы сделать это, но потом я сообразил, что 30 км через перевал, а в объезд через Сочи, Геленджик, Новороссийск, Краснодар будет круг в 1 тыс. км.
На эту тысячу километров по горным дорогам нужно минимум 10 дней, а их у меня в запасе не было. Если бы в этот год я не был семейным человеком и не давал слова быть пунктуальным, то такой путь проделал бы обязательно. К своей сестре Зое, которая живёт с 1965 г. в Георгиевске под Пятигорском, я буднично въехал в ограду на своём верном «ишачке». Удивлению и радости сестры не было пределов.
Таким образом, я осуществил свою первую мечту: купить велосипед и объехать на нём всю Россию. В дальних путешествиях я проехал более 20 тыс. километров по дорогам России. Столько же проехал, делая вылазки по 150—250 км из городов, где я жил. После путешествий представляешь зримо все уголки Сибири, Дальнего Востока, Алтая, Забайкалья, Урала, Средней Руси, Украины, Крыма, Кавказа. Хотелось бы поездить больше, а лучше пройти пешком, но вряд ли теперь позволит здоровье.
Что же я получил из путешествий? Множество впечатлений, запах, вкус, виды нашей огромной страны. Громадное число новых людей. По пути делал немало фотографий, которые составили фотоальбом. Путешествия в отпусках давали огромный заряд бодрости, после возвращения на работу никакие трудности производства меня не смущали, уверенность и душевное спокойствие сохранялись многие месяцы. Но всё это не главное.
Самой главной целью этих путешествий стало преодоление своей лености, определение пределов своей физической выносливости. Очень трудно преодолевать внешние препятствия, но много труднее преодолевать своё внутреннее разгильдяйство. В таких путешествиях нет свидетелей, здесь задание и исполнение идёт от тебя самого, здесь ты весь на ладони перед самим собой.
В конечном итоге для любого человека нужны подобные испытания на пределе его физической и моральной выносливости. Выйдя победителем из борьбы со своим внутренним «я», которое часто подсказывает довольно соглашательские решения (проверить ведь некому), но само достижение цели доставляет огромную радость, я уже не говорю о тех минутах, когда путешествие не в тягость, а в удовольствие.
По счастью, российские дороги редко дают возможность расслабиться. О многих сюрпризах в пути я не рассказывал, но их было намного больше.
Если бы не нужда в заработках на жизнь, я бы в те годы с удовольствием совершил пешее кругосветное путешествие, опыт пешей интенсивной ходьбы в меня был довольно большой. Уже с женой мы мечтали, выйдя на пенсию, совершать пешие путешествия, к сожалению, здоровье нам этого не позволило. Думаю (с учётом опыта) у меня хватило бы характера пройти пешком или на велосипеде 40 тыс. км вокруг Земли, ведь 20 тыс. км по России я преодолел.
Трудно удержаться от соблазна путешествовать в самолёте или поездом взамен пешего или велосипедного, особенно когда в кармане лежит аккредитив на 800—1000 рублей, чего вполне хватило бы на месячное турне. И в дороге такой соблазн смущал меня неоднократно. Я благодарен судьбе за то, что те годы позволяли мне распорядиться своим отпуском на моё усмотрение, ведь у моих родителей такой возможности не было, была вечная нищета и нужда.
Сегодня, когда я ограничен (по состоянию здоровья) в своих активных действиях, приятно вспомнить незабываемые 1960-е годы. Годы больших возможностей.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите, пожалуйста, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы получим электронное письмо и внесём исправления
[Комментарий перед появлением ставится в очередь на модерацию и будет опубликован после проверки]