Забайкальские «Лыковы». Уход населения в лес

Рубрики | Персона | Забайкальские «Лыковы»

Приблизительное время чтения: 18 минут

Книга «Крестьянские восстания в Забайкалье»: конец двадцатых — начало тридцатых годов двадцатого столетия.
Второе издание, расширенное и дополненное. Чита, 2005

Главы 1—7 книги «Крестьянские восстания в Забайкалье» опубликованы на авторской странице (Проза.ру). Книга рассказывает о трагедии забайкальского крестьянства в один из переломных периодов строительства социализма в СССР и о сопротивлении насильственным, навязанным сельскому населению методам коллективизации.

Судьбоносный для целого поколения нашего народа период коллективизации сельского хозяйства родил ещё один вид пассивного сопротивления крестьян мероприятиям советской власти. Речь идёт об уходе крестьян в тайгу, подальше от непонятных им колхозов.

Раньше о таких людях широко рассказывалось в советской прессе на примере красноярских старообрядцев Лыковых, о которых так красочно поведал в своих репортажах в газете «Комсомольская правда» журналист Василий Песков. Правда, в своих рассказах он давал описание жизни Лыковых больше с этнографической точки зрения — об этакой «одиссее» российских Робинзонов, совсем не вдаваясь в причины такого отшельничества. А причины были прозаичными: людей обидела коллективизация, показав им свои уродливые формы. Знакомясь с интересными публикациями В. Пескова, читатели, по всей видимости, и не задумывались, что подобные Лыковы в то время были повсеместно, в том числе и на забайкальской земле.

В беседах с местным населением автору этих строк приходилось слышать то о каком-то старике-белогвардейце, длительное время жившем отшельником в верховьях реки Оленгуй в Читинском районе, то о неком отце семейства, который вывез свою многочисленную семью в лес где-то возле села Шимбилик Красночикойского района, только чтобы не быть в колхозе. Всезнающие архивы также донесли до нас весьма печальные и с криминальным концом истории о лесных беглецах в Могойтуйском и Кыринском районах. В обоих случаях, правда, они из политических «врагов народа» превратились в уголовных преступников, но начало их было такое же, как и у красноярских Лыковых.

История Бальжинимы Баторова

События эти развернулись в Зугалайском сомоне Агинского района. Здесь жил на родине своих предков молодой бурят Бальжинима Баторов. В период описываемых событий — лето 1931 года — ему было 23 года. Был он по-бурятски грамотен. Русской же грамотой владел слабее, но читал свободно. Происходил он из обычной середняцкой семьи, каких в те годы было большинство. 

До революции его отец Батор Жамбалов имел до 40 коров, 300 овец, 20 лошадей и 5 верблюдов. То есть столько, сколько мог обслужить сам без применения труда наёмных работников. В первые годы советской власти такие хозяйства приветствовались, так как кроме мяса, шерсти, шкур, молока и тому подобное, они давали государству и немалые налоги. Однако со второй половины двадцатых годов началось экономическое давление на индивидуальные хозяйства с резкого увеличения размера налога (чем крепче хозяйство, тем выше налог). Для многих это стало непосильным гнётом.

Для спасения от полного разорения из-за облагаемых налогов приходилось сокращать как движимое, так и недвижимое имущество. По этой причине в середине двадцатых годов хозяйство Жамбалова и его сына Батора выглядело уже значительно скромнее: коров и лошадей поубавилось более чем наполовину, овец — втрое, а о верблюдах не приходилось и говорить.

Тут же в Зугалае жила и любовь молодого Бальжинимы — Долгор Жапова. Отец её Тугур Жапов был когда-то самостоятельным скотоводом, имел гурт скота в 50 овец, три десятка лошадей и семь верблюдов. Но сгинул он ещё в 1919 году, а потому хозяйство вели в меру своих сил его жена и подросшая Долгор, которой и перешло это хозяйство. 

В 1929 году впервые девятнадцатилетняя девчонка попала под суд за неуплату денег пастуху Базару Батоеву за пастьбу её верблюдов, и была приговорена к штрафу в сумме 30 рублей. А тут и мать померла. Оставшись одна, она согласилась выйти замуж за Баторова, но Зугалайский сомонный совет отказал ей в этом как кулачке и приступил согласно земельной реформе к ликвидации её хозяйства и передаче имущества в колхоз имени Доржиева. В июне 1931 года Жапова была выслана в Туруханский край и находилась на тяжёлых лесозаготовительных работах в Балахитинском районе на берегах Енисея.

В том же 1931 году по политическим мотивам органами ОГПУ был арестован дядя Баторова Ламажап Дамдинов. Отец Бальжинимы Батор Жамбалов, чувствуя грядущие перемены, загодя уехал в село Погодаево Шилкинского района к своей старшей замужней дочери Сыугмит. Хозяйство осталось на Бальжиниме. Для начала он попал, как глава семьи в список твердосдатчиков и был обязан выполнить обязательную норму по сенопоставкам: называлась норма сдачи и давался срок, ни много, ни мало — целых три дня. А так как Баторов выполнить твёрдое задание не смог, имущество его тут же было описано. 

Ему объявили, что материалы о «злостном уклонении от обязательного задания» будут переданы в суд для принятия решения по ст. 61 УК РСФСР. Народ уже знал, чем она грозит: виновный подвергался огромному штрафу, если, конечно, были деньги. При их отсутствии описывалось имущество и в счёт долга продавалось с торгов. Кроме того, главу хозяйства могли осудить на принудительные работы сроком до нескольких месяцев. А Баторову сказали, что он будет осуждён на один год, а то и вообще отправлен в ссылку.

Не желая подчиняться такому произволу, он принял решение бежать. И начались его скитания. Вначале он оказался в Нерчинском районе, затем в Шилкинском, потом в Оловяннинском и, наконец, в Балейском. Подолгу на одном месте не жил, а всё время переезжал с места на место, зарабатывая себе кусок хлеба на подённых работах в создаваемых колхозах. В 1932 году в Шилкинском районе у его родственников объявилась бежавшая из ссылки Долгор Жапова, которая поведала о той нечеловеческой трудной жизни, которую испытали их земляки, оказавшись на Енисее в тайге среди болот и гнуса, без жилья, продуктов питания и тёплой одежды. 

У неё там появилось сильное желание вновь очутиться на своей родине, где родилась и выросла, вновь попасть в среду своей бурятской жизни, какой была окружена в течение двадцати с лишним лет, вновь увидеть любимого Бальжиниму, оставшегося в Зугалайском сомоне. Не утерпела и убежала. В Зугалае она не нашла Баторовых.  Ныгзылма Жапова, её старшая сестра, жившая более двадцати лет отдельной семьёй, потихоньку шепнула, где можно найти Бальжиниму.

Вдвоём стало легче. Они выехали в Нерчинский район, но жить приходилось в полулегальном состоянии. Насколько долго бы продолжалось их кочевание с места на место, сказать трудно, но началась всеобщая паспортизация. К тому времени, а было это в 1935 году, остановились они на одном из золотодобывающих приисков Балейского района, рабочим которого начали выдавать паспорта. 

На чету Баторовых стали смотреть косо. Дело в том, что те лица, которым по каким-то причинам не выдали паспорта, подлежали выселению. И тут созрело решение вернуться на родину, но не в тот Зугалай, где теперь был колхоз им. Ленина, а в свой старый, сметённый войной социальных преобразований мир. Так как в населённых пунктах скрываться стало опасно, они на Ингодинском хребте в живописной таежной пади Ара-Харабцан, что в 20—25 километрах от Зугалая, вырыли землянку. В длину она была 3 метра, а ширину — чуть более двух и высотой 2 метра. Стены сложили из дерева, сверху наложили берёзовый крой и покрыли землёй. Дверь сделали с южной стороны. Свет в помещение проникал через два маленьких оконца.

Лишённые средств существования и загнанные в угол, Баторов с женой, чтобы прокормить себя, были вынуждены встать на преступный путь. Такова действительность. И кто знает, столько таких Баторовых было на белом свете? Могли бы их принять люди, если бы они вернулись? Люди бы, может, и могли, но власть — нет. Ввиду безвыходности положения им всегда приходилось бояться, чтобы их не задержали и не арестовали. Так как зарабатывать себе продуктов питания они не имели возможности, приходилось жить путём краж.

Никак не оправдывая их, приходишь к выводу, что так поступили они не в отместку за понесённые неудобства в жизни и не ради возвращения ранее отнятого у них имущества, а только ради своего существования. Но от этого они становились не менее, а, наоборот, более опасными для окружающих. Этим они трансформировались из «политических» врагов, в уголовных преступников.

Воровать Баторов стал далеко от места своего обитания, чтобы не навести на свой след возможных преследователей. В течение 1936 года из колхозного стада в пади Жибкокун Могойтуйского сомона он увёл пять коров. Затем из той же пади угнал трёх лошадей. В пади Зуншувья Зугалайского сомона как-то он увидел одинокого человека, рубившего дрова. Подкравшись к его табору, Баторов незаметно забрал прислонённую к дереву нарезную берданку и скрылся.

На другой год в этом же месте он вновь у лесорубов похитил двуствольный дробовик. Иногда в ночное время он наведывался к родственникам поменять у них на беличьи шкурки или мясо дикой козы то, что нельзя было достать в тайге: хлеб, соль, порох, дробь, сахар, табак, а то просто узнать новости. Дважды к нему в землянку наведывался младший брат Бальжинимы Доржи Цыбикмитов, проживавший в Шилкинском районе. Вместе они охотились в тайге. Долгор Жапова от землянки почти никуда не отлучалась, выделывала шкуры, из козьих и скотских шкур шила одеяла, одежду, а также обувь. Для неё в одной из бурятских юрт в пади Зуншувья выкрал Бальжинима швейную машину.

В июне 1937 года к ним в тайгу пришёл Гылык-Цынге Гындынов. Еще в сентябре предыдущего года он бежал из-под стражи в Дульдурге, где отбывал наказание за кражу колхозных лошадей в Зугалае и работал на строительстве Акшинского тракта. С его приходом они разработали условный сигнал, который всегда стали подавать при подходе к землянке, чтобы сообщить, что идёт свой — с расстояния видимости три раза ударяли палкой по дереву.

Как-то в летнюю ночь 1938 года они пополнили свой арсенал берданкой и дробовиком, выкрав их в одной из юрт Зугалая. В другой раз они взломали колхозный амбар в посёлке Могойтуй, куда ездили верхами, и вывезли оттуда ящик сливочного масла, два мешка пшеничной муки и до полусотни овчин. Иногда Гындынов уходил в Урульгу Карымского района и в контору «Союзпушнины» сдавал шкурки белок взамен на порох и дробь. В октябре 1938 года он был задержан милицией и на одном из допросов рассказал, где скрывается Баторов с женой.              

Начиная с этого места, вся дальнейшая история по захвату Баторова в литературном варианте описана одним из участников данной операции Игорем Дмитриевичем Скориным в книге «Ветераны уголовного розыска», изданной в Москве в 1978 году. Однако в ней многое напутано, дана неверная биографическая информация о Баторове, во много раз количественно увеличена группа Баторова и подана как сильно вооружённая банда. Неверно описана и первая попытка его захвата. А было так. 

После признания Гындынова возник план ликвидации Баторова в его убежище. Гындынов, чтобы спасти себя, вызвался указать место нахождения землянки. Выехали 14 ноября. Группу возглавил временно исполняющий должность начальника Агинского окружного отдела милиции сержант милиции Харахинов. С ним следовали уполномоченный уголовного розыска Б-С. Доржижапов, помощник уполномоченного Ж. Батуев, участковый инспектор Дугаржабон и младший милиционер Дамдинов. Проводником был Гындынов.

При подходе к месту расположения землянки около пяти часов вечера Гындынов сообщил об условном знаке, заведомо исказив его, чем дал возможность Баторову и Жаповой выскочить из землянки и приготовиться к обороне. С расстояния 30 метров Баторов открыл оружейный огонь по шедшим впереди Харахинову и Доржижапову. Доржижапов, получив смертельное ранение, сумел отбежать на двадцать метров назад и упал. Харахинов в трёх местах был ранен из дробового ружья.

Воспользовавшись замешательством среди милиционеров, Баторов с Жаповой, взяв с собой только оружие, вскочили на лошадей и скрылись в тайге. Из-за надвигающейся темноты их преследовать не стали.

Вначале беглецы устремились по тайге в восточном направлении. В пади Тут-Халтуй по реке Ага на территории Агинского района они повстречали неизвестного бурята с мальчиком. Отобрали у них две лошади с седлами. Бросив своих, направились в сторону реки Ингода. Километров через 60 стремительной гонки бросили и их, как сильно уставших. На следующий день у русского человека, везшего дрова на двух лошадях, отняли их и бежали в сторону Шилкинского района. Почти ежедневно они продолжали менять лошадей в колхозных стадах, выбирая себе лучших, пока не напоролись на милицейскую засаду. Перестрелка длилась несколько минут. Баторов, выстрелив несколько раз, сумел и в этот раз уйти с женой от погони. После этого они перестали менять лошадей и стали избегать большаков. След их затерялся.

Милицией были разосланы ориентировки для розыска и задержания особо опасных преступников. Баторов описывался так: среднего роста, лицо чёрное, усы редкие, волосы чёрные, голова бритая, в ичигах из выделанной кожи дикой козы, шапка-ушанка из белой мерлушки. Жапова — роста низкого, волосы чёрные, длинные, в бурятской шубе, крытой синим материалом. Целых полгода о них не было никаких сведений. Никто в округе больше не беспокоил колхозные стада и одиноких путников. 

А они, изготовив поддельные справки на имена Чимитова Цыдена и Бадмаевой Цыренжи, остановились в Баунтовской тайге. Жили в кем-то построенном зимовье в местечке Нурхен. Летом 1939 года в Еравнинском районе они заключили договор с местным сельпо на покос сена. Здесь их вычислили работники милиции, и 20 июля оперативная группа Читинского областного уголовного розыска произвела их задержание. Эта операция в книге И.Д. Скориным описана правдиво.

2 ноября 1939 года Верховной коллегией по уголовным делам Агинского окружного суда Бальжинима Баторов по статье 59 п. 3 УК РСФСР (вооружённый бандитизм) был осуждён к высшей мере наказания — расстрелу. На основании телеграфного распоряжения председателя Верховного Суда СССР в 23 часа 15 марта 1940 года в пади Зун-Кусочи, что в пяти километрах от посёлка Агинское, приговор приведён в исполнение. Его тело закопали с северной стороны дороги на колхоз им. Лазо. Жапова Долгор была осуждена на 10 лет лишения свободы.

В ходе работы над настоящей главой первый её вариант был опубликован в нескольких апрельских номерах 1999 года Агинской окружной газеты «Агинская правда». Публикация вызвала интерес, появились читательские отклики. Выдержку из одного письма, поступившего от Т.Д. Эрдынеевой из пос. Могойтуй, хочется привести в продолжение настоящей истории.

Из письма Т.Д. Эрдынеевой

Жапова Долгор моя сестра по матери. Она осталась у родителей матери, а я родилась от другого брака. Это целая история. Я с ней познакомилась в 1959 году, когда она приезжала в отпуск на родину в Зугалай из Магаданской области, где проживала после отбытия тюремного наказания и ссылки.

У неё было много друзей и знакомых, живущих в разных городах страны и так же в Агинском округе, с которыми она познакомилась в местах лишения свободы и ссылки. В то время она работала, получала зарплату и по своей возможности помогала, чем могла заключённым, которые ещё отбывали свои сроки. И они были ей очень благодарны, что вернулись живые, имели возможность создать семьи, растить детей. Её приглашали в гости, приезжали к ней.

Она ездила по своим знакомым, начиная с Москвы, Ленинграда, Сочи, Казахстана и другим местам. Они были люди разных национальностей и разных судеб. В каких бы условиях они не жили, какие бы трудности не перенесли, они оставались хорошими и честными людьми.

Она была малограмотной, читала и писала по-старомонгольски, в ссылке научилась читать и писать по-русски, правда, плоховато. Она на старости лет очень верила в Бога, много читала в монгольском переводе божественные тибетские книги, ездила по буддийским дацанам, преподносила пожертвования. У неё не было детей, была одинокой. Второй муж, за которого вышла замуж во время отбытия наказания, умер рано. Был по национальности финн. Сама Долгор Жапова умерла в 1991 году у меня в Могойтуе на 82 году жизни.

«Алтанское братство»

В октябре 1941 года стало известно ещё об одной группе лиц бурятской национальности, находившейся в тайге Кыринского района (в 35 километрах от села Алтан) около десяти лет, то есть со времени коллективизации.

Во главе её стоял Ульзутуев Зундуп, 1896 года рождения, ранее бывший ламой. В 1930 —1931 годах он оказывал помощь местной повстанческой группе Ширшилова, а после её ликвидации скрывался в Монголии. В 1933 году монгольские пограничники его арестовали за контрабанду, но он сумел убежать из-под стражи и вернулся на родину. В селе Алтан проживала его сестра Зугдурма. Сама она работала в колхозе, но муж её, Цухулаев Осор, как бывший лама находился под арестом ОГПУ. Она и поведала брату, что где-то неподалёку в тайге есть люди, которые не хотят жить в колхозе и предпочитают прежнюю жизнь.

И, действительно, вскоре он нашёл таких людей. Ими оказались молодой Ачитун Арсалан и старик Самузапов Дамдин.  Самузапов рассказал, что во время разгрома группы Ширшилова ему удалось спастись. Тогда он вернулся домой и имитировал свою смерть как утонувший в реке. А сам, собрав всё необходимое, ушёл в тайгу. Здесь через какое-то время он повстречался с Арсаланом.

Как-то незаметно в их группе Ульзутуева признали за старшего. В тайге жили тихо. Занимались по мере надобности охотой.  Иногда на мясо угоняли с пастбища корову или лошадь. Кое-какие продукты в обмен на пушнину получали от своих родственников. Целью своей Ульзутуев ставил сохранись себя и других таких же людей до смены колхозного строя, На что он очень надеялся. Никаких активных действий в политическом отношении он не предпринимал. «Для нас одно спасение, — говорил он, — ждать японцев. А когда они придут, мы им расскажем, что скрывались в тайге и занимались подрывом колхозов». 

Как же Ульзутуев со своими людьми подрывал колхозы? В основном путём угона с пастбищ колхозов «Пограничник», «Охотник», имени Жерезнева и Билютуевского лошадей и другого скота. Так, в период с 1933 года по август 1941 года ими было похищено 18 лошадей, 3 быка, одна корова и 12 коз общей стоимостью 33 620 рублей. Кроме того, за период с 1937 года они украли ещё 15 голов крупного рогатого скота. Интересно и то, что зерно они брали себе прямо с полей, а затем сами его обрабатывали и пекли хлеб. В разное время они несколько раз переходили монгольскую границу, откуда также приводили лошадей, которых потом забивали на мясо. 

В середине тридцатых годов в таёжный лагерь алтанских лесовиков потянулись обиженные советской властью люди. В 1936 году сюда пришёл Абидаев Сундуп. Когда-то, ещё в гражданскую войну, он оказал помощь в качестве проводника одному из белогвардейских отрядов, за что в начале тридцатых годов оказался отправленным в ссылку. Бежал и вернулся на родину. В 1937 году здесь появились также бежавщие из ссылки супруги Дориевы Зандуп и Намит, также не поладивший в чем-то с колхозными порядками сверстник Ачитуева Балахаев Гончик. Ульзутуев приют давал всем желающим, но и особо никого насильно в своем лагере не держал.

Когда в одной из ходок на территорию Монголии в 1939 году там захотели остаться Ачитуев и Балахаев, встретив в местности «Улдзуй» своих родственников, он возражать не стал. В 1940 году, находясь в лесу, умер подорвавший здоровье ещё в ссылке Зандуп Дориев.

Об этом таёжном лагере знали местные жители. Некоторые из них даже оказывали лесовикам помощь продуктами, табаком, дробью и порохом. Таёжники же снабжали их лесными гостинцами: ягодой, пушниной.

Однако долго так продолжаться не могло. Началась Великая Отечественная война, усилились охрана границы и режим проживания в приграничных районах. В октябре 1941 года в Кыринское районное отделение НКВД поступили оперативные сведения о том, что в тайге где-то в районе села Алтан обосновалась банда из числа бурят. И только к декабрю удалось установить точное место расположения лагеря.

10 декабря бойцами 64-го Мангутского погранотряда НКВД ЗабВО совместно с сотрудниками Кыринского НКВД была проведена операция по ликвидации этого бандформирования. Лесные жители оказали вооружённое сопротивление. В результате возникшей перестрелки со стороны нападавших оказался убитым заместитель начальника погранотряда капитан Шумилов, а из лесовиков — Дамдин Самузатов. Абидаев и Дариева были арестованы. В районе лагеря было найдено две нарезных охотничьих берданы, два дробовых одноствольных ружья, 14 берданочных патронов, полтора килограмма свинца и одна коробка капсюлей центрального боя. Находившийся здесь Ульзутуев сумел бежать. В дальнейшем его судьба неизвестна.     

В марте 1942 года состоялся суд над участниками группы Ульзутуева Абидаевым и Дариевой. Оба они за бандитизм были приговорены к расстрелу. Однако приговор в исполнение удалось привести только в отношении Дориевой — 14 января 1943 года.  Абидаев, находясь в Читинской тюрьме, 10 июня 1942 года умер собственной смертью.

Кроме них, к суду привлекались ещё 13 человек, которые так или иначе, знали о существовании этого лесного братства или оказывали чем-либо им помощь. Четверо из них осуждены на 10 лет, а 9 человек — к 8 годам лишения свободы. Наказание они отбывали в районе сибирских станций Мариинск и Тайшет.

Таковыми были отголоски прошедшей много лет назад коллективизации.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите, пожалуйста, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы получим электронное письмо и внесём исправления

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[Комментарий перед появлением ставится в очередь на модерацию и будет опубликован после проверки]